Словосочетание "сложный ребенок" - каждый понимает по-разному. Для кого-то это маленький вертлявый непоседа, который, пропуская мимо ушей замечания мамы или воспитателя, продолжает прыгать, бегать, скакать и шуметь.
Для других - таким ребенком может быть плаксивая и требовательная девочка, которая кроме слов "хочу", "дай", и "купи", больше ничего не знает.
Для кого-нибудь еще - сложным ребенком может оказаться как раз наоборот: не скандальный крикун, а тихий и замкнутый маленький бука, который прячется от всех, закрывается. и из него слова не вытянешь.
Наши "сложные" детки
Ну а у нас, в спецучреждении для детей с ОВЗ, среди наших коллег давно уже сформировался вот такой "типичный образ" сложного ребенка: мальчик (или девочка) любого возраста, который не понимает обращенную речь, вовсе или почти не (вос)принимает обстановку вокруг себя, к контакту - недоступный, ну и, "по классике" - кричит, кусается, дерется, вырывается, кидается предметами.
И еще, до кучи: носится по помещению сломя голову и не глядя перед собой, не только раскидывая всё, что непрочно стоит, но и рискуя наткнуться на то, что прочно стоит... и, соответственно, травмироваться.
Так себе перспективка! Как для самого ребенка (и его родителя), так и для педагога, который с ним работает.
И, если что, я не преувеличиваю! На самом деле большинство маленьких гостей наших стационаров - именно такие ребята, объединяющие в себе ВСЕ перечисленные качества.
А, кстати, малюсенькое отступление...
Раньше, когда таких ребят привозили в меньшем количестве (их хорошо "разбавляли" детьми с иными нарушениями: двигательными, зрительными или несложными речевыми), то за детей "особой сложности" педагогам шла доплата: 0,3-0,5 процента за одно занятие (не ошибка, не 3-5, а именно 0,3-0,5). Пусть и капельки, но, учитывая количество занятий с каждым за трехнедельный курс, хоть что-то - да "набегало". И сами педагоги были заинтересованы в проведении занятий для таких "хардкорных" ребят.
А сейчас - таких детей стало ну настолько много, ну настолько!! В общем, гораздо проще посчитать на пальцах одной(!) руки тех, кто "не такой". Ну и, естественно, все доплаты за "особый уровень сложности" - поснимали подчистую. Да это и логично: нельзя же за всех детей сразу проценты доплачивать! И вообще, это теперь не "особый уровень", а норма, характерная для представителей нашего контингента.
Поэтому, когда после приема каждой новой трехнедельной смены в стационар, выясняется, что у какого-то ребенка отсутствует хотя бы одно из вышеперечисленных "проявлений", то еще до начала работы с ним (до занятий, процедур, мероприятий) - ему "авансом" снижают уровень сложности. Хотя... это уже ни на что не влияет.
Странно, конечно...
Как говорится, преждевременные выводы еще никого не доводили до безупречных результатов в работе. А глядя на некоторых "особенных" деток, у которых те или иные навыки (например, речь или мелкая моторика) развиты лучше, чем у их сверстников с таким же диагнозом, педагоги и медики, работающие с ними, иногда грешную мысль переживают: "Ох, детка, да лучше бы ты вообще этого не делал, чем делал, но ВОТ ТАК".
Мальчик В.
Мальчик-подросток, 13 лет, ментальные нарушения. Проходил курс в нашем стационаре не так давно и не впервые.
Но я сама познакомилась с ним только в этот раз, т.к. во время его прошлого курса я как раз находилась на долгом-долгом больничном после операции. Короче, о мальчике В. я знала только из рассказов коллег.
А девчонки, которые уже испытали чувство радости и счастья от работы с ним в прошлой смене, все в один голос утверждали, что В. - самый что ни на есть СЛОЖНЫЙ ребенок. Ну просто сложнючий! И мамка мальчика - тоже ему под стать! И вообще, "здоровый лось, не немощный, а с мамочкой тут бока належивает, ух!"
"Не немощный" - это как?
Как оказалось, мальчик В. - вполне может себя обслуживать (не только "элементарщину" делать в духе самостоятельного одевания, туалета, чистки зубов и пользования столовыми приборами, но и действия посложнее). И разговаривает - обычной человеческой речью (только довольно грубой... но это же мелочи).
Да и интеллект у парня... ну, может немного ниже нормы, но, опять же, для нашего учреждения - "ума палата".
Но В. - "сложный ребенок"
Школу (у себя в поселке) мальчик не посещает, официально находится на домашнем обучении, но по факту он чаще встречается с учителями в онлайн-формате (в компьютере и телефоне - он как рыба в воде, хотя сейчас и пятилетки - тоже... как рыбы). И обе стороны это устраивает.
Нет, в начальную школу он ходил очень даже по-настоящему, но, как сказала мама В. - "ребенок так и не смог ужиться с коллективом, и вообще, дети и учителя там - плохие, жестокие и без мозгов, а В. - он такой ранимый!"
В общем, ничего нового, много таких "ранимых" наш брат повидал! Посему - надо было послушать еще ту сторону, которая тоже работала с В., т.е., наших же коллег.
Итак, мальчик В. в палате
Как всегда, по режиму, соблюдаемому уж более 20 лет существования нашего учреждения, перед обедом, по палатам ходит дневная медсестра и раздает детям по списку таблетки или капельки для "обеденного" приема.
Заходит и в палату, где обитают В. с мамой.
Как говорила медсестра: сидит В. на столе(!), в одних трусах, ноги - вразвалку на спинке маминой кровати. Играет в телефон, громко ругаясь на своего игрового персонажа, который, по-видимому, был не очень удачливым.
И всё это - при маме, которая, сидя на этой кровати, сортировала носки (судя по цвету и размеру - не свои, а сыночкины).
А "сыночек" - вот так, со стола, лениво поднимая глаза от телефона, недовольно ворчит на медсестру:
- Эй, вообще-то стучаться надо!
Медсестра от неожиданности чуть сундучок с лекарствами из рук не выронила. Подумать только! Впервые на такое "замечание" нарвалась!
Вот и мне интересно: есть ли здесь такие люди, которые лежали в государственных больницах? Неужто медперсонал всегда стучался и спрашивал разрешения войти в палату? Да ну! Я такого даже в модном профильном центре не наблюдала!
Ну, медсестра, еще толком не зная, что это за люди, тоже сделала В. замечание (только уже вежливое): что "на столе сидеть нехорошо" и что "большой мальчик не должен при маме задирать ноги, еще и без штанов". Ой, лучше бы она этого не говорила!
Говорят, мамочка потом в анкете-отзыве написала, что весь(!) медперсонал в этом учреждении - сплошь "грубияны, не знакомые с этикой".
Таааак... ну вот, уже после такого, на "чашу сложности" этого ребенка можно честно кинуть пару гирек и подтвердить мнение коллег о характеристике данного воспитанника.
А потом и дефектологу "прилетело"
Одному-единственному дефектологу, которая, скрепя сердце, без какой-либо материальной выгоды, пришла из совсем чужого отдела, чтобы не оставлять "особо нуждающегося" ребенка без занятий, т.к. "наши местные" дефектологи отсутствовали (двое - уволились, третья - ушла на больничный).
Эта дефектолог - хоть и "не наша", но я с удовольствием с ней общаюсь и точно знаю, что она - замечательная. И никогда не откажет в помощи.
Только вот "особо нуждающийся" В. - заниматься не возжелал. Сидел и кричал: "Скучно!" "Не хочу!", "Отстань!" и "Тупые занятия, ненавижу!"
Дефектолог же, понимая, что "всё равно придётся" (ей) - игнорирует возмущения и продолжает урок.
В. - вскакивает, кидает в дефектолога тетрадку, и с криком: "Ты чё, глухая? Я же сказал - не буду!"- выбегает из кабинета.
Ну а дефектологу "не из нашего отдела" осталось лишь проводить взглядом удаляющихся по коридору В. и его маму, которая ей вообще ни слова не сказала.
А что потом?
А потом дефектолог ходила на ковер к ЗамЗаме.
Оказалось, мама В. пожаловалась ей:
- Ваша дефектолог довела моего ребенка до истерики! Лучше бы поучилась работать, чтобы занятия были интересными, а не совала ему свои дурацкие логические задачки, которые он не любит!
Опаньки...
То есть, получается, что все-все-все вокруг появились на свет лишь для того, чтобы предлагать и делать только то, что любит мальчик В.? А как же я? А как же все остальные миллиарды человек в этом мире, а? Мы тоже так хотим! Чем мы хуже?
Вот оно и получается...
Ребенок-то вроде и не глупенький совсем, а вполне себе имеющий базовый набор знаний и умений. Физически - так вообще идеально здоров! Руки-ноги - тоже на месте! А вот... СЛОЖНЫЙ ребенок: и для занятий, и для процедур, и для "общения"... Ну а другие детки - так вообще с визгом разбегаются, когда В. идет по коридору.
И рядом с ним - только верная мама, которая защищает и спокойно терпит все его выходки. Но и сама мама то и дело "попадает под раздачу", если В. не в настроении.
В общем, "сложность" ребенка - понятие неоднозначное. И оценить всю ее степень можно лишь испытав "общение" с ним лично на себе! А "речевой" ребенок или нет - какая разница?
Дорогие читатели, пусть у Вас всё будет легко!