Литература является уникальным искусством, в котором писатели преобразуют свои мысли, идеи на мир в литературные произведения. Они создают свою собственную вселенную, образы и персонажей только затем, чтобы передать свои взгляды и переживания. И все в совокупности представляет собой литературное произведение, которое является неким способом передачи авторского философского взгляда на мир.
Федор Михайлович Достоевский
Пожалуй, стоит начать с великого русского писателя XX веков- Федора Михайловича Достоевского, который оставил неизгладимый след в мировой литературе. Взгляды на мир писателя можно описать как глубоко реалистические, и в то же время, полные глубокой веры в человеческую душу и возможность её перевоплощения и спасения. Достоевский не страшился темных сторон человеческой психики, а наоборот рассматривал их с особым вниманием и анализом.
"Достоевский высотой своего гения проник в самые глубины человеческой психологии и страстей, оставив бесценное наследие, невероятные размышления о нравственности и сущности жизни." (Иван Тургенев).
Центральная философская проблема, поднимаемая Достоевским, - проблема человека, его психологии и личности. Эта проблема фигурировала уже в его самых первых произведениях. И все они стремились отыскать человеческое в человеке- их связывала одна и та же проблема. К примеру, в романе "Бедные люди" центральной проблемой является психология человека, в "Двойнике" - сложность человека, в "Господине Прохарчине" -несостоявшаяся личность, в "Хозяйке" - свобода и ответственность человека.
“Достоевскому был свойственен особый взгляд на процесс устроения человека как личности. Под выражением "устроение человека" Достоевский понимал сложный процесс, в результате которого жизнь человека должна быть налажена и упорядочена, что, в конечном счете, приведет человека к внутреннему счастью и внешнему благополучию”
В 1847 году мировоззрение Достоевского меняется- он знакомится с русским священником И. Янышевым, глубоко верующим и церковным человеком. Под его влиянием философские взгляды писателя становятся более зрелыми. Поэтому со временем Достоевский приходит к противопоставлению христианства социализму, потому что внутренняя основа социализма есть неверие в Бога, бессмертие человека и свободы человеческого духа.
Достоевский оперирует понятиями общечеловеческих ценностей (добро, красота, истина, справедливость, свобода), преломляя их через христианские идеи, одновременно доказывая несостоятельность атеизма, несвободы морали, присущих революционному утопизму.
В философии Достоевского не случаен интерес к природе преступления, то есть материализованному, воплощенному злу, а также наказанию. По мнению Достоевского, зло, не обладая качеством абсолютности, может обернуться добром, и зачастую, как показано в его произведениях, зло в душе человека является источником развития и возрождения личности.
Особое место в становлении религиозных взглядов Достоевского сыграло изучение Библии. Эта книга, подаренная ему женами декабристов в Тобольске по пути в острог, была единственной, разрешенной ему для чтения на каторге. В Библии Достоевский черпал вдохновение, а вместе с тем и готовность на борьбу с открывающимися перед ним трудностями. Задолго до написания "Братьев Карамазовых", еще в "Преступлении и наказании" Достоевский делает попытку противопоставить Библию тому, что принесла Западу совокупность знаний во всех областях жизни, добытых в эпоху Нового времени. Слова "Бог есть Любовь" превратились в разумную истину: Любовь есть Бог. Достоевский же исходит в восприятии вероучения не только из Нагорной проповеди, но и из сказания о воскрешении Лазаря, которое знаменует всемогущество Творца и придает глубинный смысл остальным, столь недоступным для человеческого ума библейским словам.
В романе "Братья Карамазовы" он также обсуждает вопросы веры, Бога, свободы воли и нравственности. Он проникает в глубину мировоззрения персонажей и разбирает противоречия их взглядов, чтобы исследовать трагическую суть жизни и человеческой души. Он анализирует общественные проблемы и нравственные дилеммы. Достоевский представляет различные точки зрения на эту тему через различных персонажей. Он исследует вопросы о существовании Бога, свободе воли и религиозной вере через разрозненные разговоры и философские дискуссии. Одним из примеров такой дискуссии является "О"динца Алеша Карамазова с Иваном Карамазовым о проблеме зла и божественной справедливости.
Достоевский предлагает нам особую картину человеческой природы и миропонимания. Он не даёт окончательных ответов на сложные философские вопросы, но заставляет нас задуматься и искать собственные ответы.
Таким образом, воззрения Достоевского как философа можно разделить на два основных этапа, сутью которых являются социалистический и христианский гуманизм. Во многом формированию зрелых религиозно-эстетических взглядов способствовало четырехлетнее пребывание писателя на каторге в Сибири и сближение с православными священниками и старцами в Оптиной пустыни.
Вместе с тем Достоевский не был в полной мере гуманистом, он, как философ, пошел дальше, исследуя самые сокровенные глубины человеческого духа. "Если гуманизм учил о человеке, как о трехмерном существе, то для Достоевского человек уже четырехмерное существо. И в этом новом измерении открываются иррациональные начала, которые опрокидывают истины гуманизма. В человеке открываются новые миры. И меняется вся перспектива" (Бердяев, 1923).
Рюноскэ Акутагава
Это японский писатель, один из величайших мастеров японской литературы XX века. Он - родоначальник новой японской литературы. Именно его творчество способствовало тому, что японская литература влилась в общий поток мировой. Влияние, которое оказал Акутагава на японских писателей, огромно. Особенно большое влияние оказала на Акутагава русская литература. «Среди всей современной иностранной литературы, — писал он в предисловии к русскому изданию своих новелл, — нет такой, которая оказала бы на японских писателей и читательские слои большее влияние, чем русская. Даже молодежь, незнакомая с японской классикой, знает произведения Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Из одного этого ясно, насколько нам, японцам, близка Россия... Пишет это японец, который считает ваших Наташу и Соню своими сестрами».
При обсуждении взглядов Рюноскэ Акутагава на мир, можно заметить, что во многих его произведениях прослеживается тема человеческой сущности, смерти, одиночества и муки. В своих работах он исследовал душевные состояния и внутренний мир героев, а также ставил акцент на противоречия, которые могут охватывать человека.
Одной из наиболее известных работ Акутагавы является рассказ "В тумане" ("Кумойэ"). В нем он рассказывает о психологических муках главного героя, который пытается найти своё место в жизни и чувствует себя отверженным обществом. В своей работе Акутагава ставит вопросы о смысле человеческого существования, о масках, которые мы повседневно носим, о дуализме нашей натуры.
Еще один из известных работ Акутагавы- “Смерть христианина”. Одна из центральных тем рассказа — это истинность веры и ее преображающая сила. Акутагава ставит под сомнение формальные религиозные институты, которые могут быть пустым формализмом, и подчеркивает важность искренней веры и отдачи. В особенности, герой Оливер подчеркивает, что вера действительно жива только тогда, когда она проявляется через жертву и преодоление собственных эгоистических интересов.
Акутагава изображает человеческую природу как сложную и противоречивую, где вера и истинность сталкиваются с эгоизмом и жаждой власти.
Писатель также был глубоко заинтересован в истории и фольклоре своей страны, что отражалось в его работах. Он часто использовал мотивы и легенды Японии, чтобы подчеркнуть уникальность японской культуры и значимость национальной идентичности.
Особенного внимания заслуживает новелла Акутагавы «Куклы-хина», понять глубокий смысл которой невозможно, без знания древних японских обрядов и преданий.
В новелле «Куклы-хина» речь идет о японской семье, которая разорилась после революции Мейдзи (так принято называть реставрацию императорской власти и упразднение сёгуната в 1868 году). Поскольку нужда заставляет продавать все ценные вещи, одной из последних утрат для семьи становится продажа кукол-хина. В семье есть маленькая девочка, которая больше всех горюет о реликвии, но потом выясняется, что даже строгий отец и европеизированный брат тоже не могут без слез расстаться с драгоценными куклами. Роль повествователя отведена девочке О-Цуру, которая уже в преклонном возрасте вспоминает события детства. Куклы описываются с восхищением и гордостью: «...куклы-хина, хоть и принадлежали мне, девочке, были все же очень хороши. К примеру, взять императора и императрицу - в ее венце красовались кораллы, а у него на кожаном, лакированном оби, разукрашенном яшмой, агатом и агальматолитом, были вперемешку вышиты гербы, постоянный и временный, - вот какие это были куклы». Куклы-хина для каждой японской семьи являются очень важным атрибутом праздника «хинамацури» (яп. Хина - кукла, мацури -праздник) или праздника девочек, который уже более тысячи лет отмечается ежегодно третьего марта.
Рюноскэ Акутагава внес значительный вклад в мировую литературу и примечателен своим интеллектуальным и философским подходом к писательскому искусству. Его взгляды на мир воплощены в его произведениях и отражают сложные и противоречивые стороны человеческого существования.
“Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьёзно - смешно. Обращаться несерьёзно - опасно.” (Рюноскэ Акутагава).
Антуан де Сент-Экзюпери
Антуан де Сент-Экзюпери был известен своим особым стилем писательства, который отличался эмоциональностью и философской глубиной. Его произведения характеризуются простотой и ясностью выражения мыслей, однако за этой простотой скрываются глубокие смыслы и философские размышления.
В юности Сент-Экзюпери получил образование в школе в Бавгеневиллере и затем поступил в престижную Школу авиации в Сен-Сире. Он осуществил свою большую мечту и стал летчиком, но тяжелые времена Второй мировой войны изменили его жизнь.
Во время войны Сент-Экзюпери служил в ВВС Франции и выполнял разведывательные миссии. Он писал военные статьи и дневники, в которых описывал страшные реалии войны. Однако, идеалы и взгляды Сент-Экзюпери на мир были не всегда поняты. Во время оккупации Франции нацистами писатель покинул страну, перебравшись в США, где продолжил свою литературную деятельность и работу авиационным журналистом.
Его служба в авиации и война оказали большое влияние на его познание человеческой природы и привели к созданию его величайшего произведения — «Маленького принца». Эта книга была опубликована в 1943 году и с тех пор стала одним из самых переводимых и изучаемых литературных произведений в мире. В ней автор рассказывает историю маленького принца, путешествующего по разным планетам и встречающего различных жителей. Хотя на первый взгляд книга может показаться детской, она на самом деле затрагивает темы, такие как дружба, любовь, одиночество и смысл жизни.
Одной из ключевых тем, которую поднимает Сент-Экзюпери, является потеря детства. В произведении он показывает, как взрослый мир сталкивается с рутиной, чувством одиночества и множеством обязанностей, которые заслоняют простоту и радость жизни, присущие детству. Через образ принца, Сент-Экзюпери призывает нас сохранить в себе детское восхищение и благородство сердца, которые могут преодолеть жизненные трудности.
“Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»” (Маленький принц).
Еще одним моментом в произведении является идея о значимости каждой маленькой вещи и каждого мгновения в жизни. Сент-Экзюпери утверждает, что мы часто забываем ценить то, что имеем, и пренебрегаем красотой простых вещей в мире вокруг нас. Он призывает обратить внимание на детали, на природу, на чувства и эмоции, чтобы найти истинное счастье и осознание богатства жизни.
И последнюю проблему, которую Сент-Экзюпери поднимает в "Маленьком принце", является смысл и истинная ценность вещей. Произведение обучает ценить важные моменты в нашей жизни, а не просто стремиться к материальным достижениям. Через поиски маленького принца и его стремление найти ответы на главные вопросы жизни, Сент-Экзюпери показывает, что смысл жизни заключается в любви, сострадании и заботе о других.
Другое важное произведение Сент-Экзюпери — «Ночной полет». Это автобиографическое произведение, в котором Сент-Экзюпери описывает свой опыт как авиатора и исследует свои философские взгляды на жизнь и мир. Эта книга является его личным откровением и предлагает нам по-новому взглянуть на свои собственные переживания и понимание мира.
В произведении автор рассуждает о широком круге вопросов, включая смысл человеческой жизни, природу любви, значимость дружбы и роли каждого человека в мире. Он призывает нас задуматься о значениях, которые мы присуждаем материальным вещам и об общении с другими людьми.
Одной из основных тем, которая пронизывает "Ночной полет", является потребность в понимании и взаимодействии. Сент-Экзюпери говорит о том, что часто мы не уделяем должного внимания взаимопониманию, ограничиваясь поверхностными отношениями. Он призывает обратиться к глубинным эмоциям и взаимосвязям, чтобы найти смысл и ценность в нашей жизни.
Еще одной заметной темой в "Ночном полете" является потеря и наша способность к настоящему общению. Сент-Экзюпери описывает, как современный общественный образ жизни зачастую приводит к отчуждению и постепенной потере внутренней человеческой связи. В то же время, он упоминает о потребности внимательно слушать друг друга и быть внимательными к потребностям окружающих нас людей.
Сент-Экзюпери верил в вечные истины и универсальные ценности. Он отмечал, что основные ценности человечества, такие как любовь, дружба и сострадание, не зависят от времени и пространства. Они являются фундаментом жизни и в каждом произведении автора пронизывают каждый аспект человеческого существования.
Одной из ключевых тем в философии Сент-Экзюпери является понятие открытости перед миром и другими людьми. Он считал: “Чтобы понять истинную сущность другого человека, необходимо открыться перед ним и попытаться почувствовать его эмоции и переживания. Лишь путем искреннего общения и понимания можно достичь настоящей душевной связи.”
Таким образом, философия Сент-Экзюпери объединяет природу, открытость перед миром и другими людьми, учение о детстве. Он считал, что эти принципы помогают нам понять истинное значение жизни, обрести гармонию и смысл.
Рэй Брэдбери
Рэй Брэдбери- известный американский писатель-фантаст, автор множества знаменитых произведений. Он славится своим уникальным стилем и восхитительной способностью создавать впечатляющие миры и персонажей. Сам писатель был ярым сторонником силы воображения и творчества. В своих работах он часто исследовал взаимодействие человека с технологиями, обществом, а также уделял особое место природе. И особое место он также уделил вопросам о сущности человеческой натуры, о месте индивида в технологическом обществе и о взаимодействии между людьми.
Так, рассказ «Вельд» не только является увлекательным научно-фантастическим произведением, но и пронизан глубоким смыслом. Автор через описание автоматизации жизни людей и необходимости погружения им в виртуальный мир, предостерегает нас от потери связи с настоящим миром.
Также необходимо отметить, что Брэдбери в своем рассказе поднимает важные вопросы о роли технологий в жизни человека, о защите личности, о противостоянии между технократией и человеческими чувствами. Кроме того, он обращает внимание на то, что в идеальном мире техники и механизмов, человек может потерять свою индивидуальность и стать всего лишь звеном в механическом мире.
Произведение Рэя Брэдбери является не только фантастическим рассказом, но и глубоким философским произведением о человеческой природе и ее противоречивых стремлениях.
Также можно отметить, что в произведениях Рэя Брэдбери часто встречаются мотивы детства и ностальгии. Он умел передать неподдельную радость открытия мира, основанный на своих собственных детских воспоминаниях. В романе "Вино из одуванчиков" писатель описывает приключения мальчика в фантастическом мире, который отражает его собственную неуемную фантазию и энтузиазм. “Время— престранная штука, а жизнь— и еще того удивительней. Как-то там не так повернулись колесики или винтики, и вот жизни человеческие переплелись слишком рано или слишком поздно.” (Вино из одуванчиков).
Еще одной замечательной чертой произведений Брэдбери является его любовь к природе. Он передает мощь и красоту природы через описания ландшафтов и взаимодействие героев с окружающим миром. В рассказе "Зеленый шлем" Брэдбери выдвигает идею о необходимости сохранения окружающей среды и пробуждающейся экологической осознанности.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии.
Заключение
Таким образом, писатели разных национальностей, живущие в разных обстоятельствах, затрагивали довольно актуальную по сей день тему, связанную с личностью человека и его психологией, но все же подходили к этой теме по-разному, пытаясь затронуть все те проблемы, которые они пытались передать своими методами и чувствами, чтобы донести до читателей основную мысль.
“Писатель готов обнажить мир, а главное - человека - ради других людей. Чтобы эти последние, перед лицом обнажённого объекта, стали полностью ответственными за него.” (Сартр Жан-Поль).