Найти тему
СМК-консультант

39 СМК без секретов. Управляем улучшением

Улучшение – это хорошо, если только оно не ради улучшения. А то ведь и другая справедливая поговорочка имеется: лучшее – враг хорошего. Однако в нашей ситуации есть требования ГОСТ РВ 0015–002–2020 (10.1 и 10.3) и, от них не отвертишься.

Есть ли необходимость для Вашей организации сооружать под управление улучшением отдельный СТО – смотрите сами. В некоторых случаях можно обойтись Руководством по качеству.

Ну, а мы пишем стандарт (регламент, инструкцию). Прежде всего вспоминаем нужную терминологию.

улучшение: Действия по улучшению результатов деятельности.

[ГОСТ Р ИСО 9000‒2015, статья 3.3.1]

Термин (точнее, его перевод с супостатского), нужно отметить, так себе: действия по действиям, но – другого-то нет…

Общие положения

Целями реализации процедуры управления улучшением являются:

  • - обеспечение условий для сбора необходимой информации для определения и выбора возможностей для улучшения;
  • - определение и выбор возможностей для улучшения;
  • - реализация выбранных возможностей для улучшения.

Процедура управления улучшением включает следующие этапы:

  • - сбор информации для определения и выбора возможностей для улучшения;
  • - определение и выбор возможностей для улучшения;
  • - планирование действий для реализации улучшения;
  • - осуществление действий по реализации улучшения;
  • - мониторинг и оценка действий по реализации улучшения;
  • - анализ реализованного улучшения.

Коррекция и корректирующие действия (меры) в рамках функционирования СМК осуществляются в соответствии с СТО ….

Предупреждающие действия в рамках функционирования СМК осуществляются в соответствии с СТО ….

Алгоритм реализации процедуры управления улучшением может выглядеть так.

-2

Процедура управления улучшением входит в состав процедур (по СТО …), посредством которых производится реализация процесса «Управление системой менеджмента качества».

Управление улучшением

Сбор информации для определения и выбора возможностей для улучшения

Информация для определения и выбора возможностей для улучшения поступает в БМК в виде документированной информации, используемой в качестве входных данных для анализа СМК нашего гипотетического ООО «ООО».

Перечень этой документированной информации приведен в СТО ….

Сбор указанной информации организован через руководителей процессов и ответственных за процедуры.

Руководители процессов представляют информацию для улучшения в отчетах о функционировании процессов. Формы отчетов каждого СТО-спецификации процесса содержат разделы «Предложения по улучшению процедур процесса», «Предложения по улучшению процесса», «Предложения по улучшению СМК». Указанные предложения формируются на основании мониторинга соответствующих процессов и процедур, результатов деятельности, предложений персонала.

Информация для улучшения в составе отчетов направляется в БМК один раз в полгода в соответствии с требованиями соответствующих СТО, установленными в подразделах «Порядок оценки функционирования процесса».

Примечание – К процедурам процесса в ООО «ООО» относят процедуры, посредством которых реализуется процесс.

Ответственные за процедуры, посредством которых реализуются процессы СМК ООО «ООО», представляют информацию для улучшения в отчетах об оценке процедур. Формы отчетов каждого СТО, устанавливающего требования для процедур процесса, содержат разделы «Предложения по улучшению процедуры», «Предложения по улучшению взаимодействия процедур и процессов в составе СМК», «Предложения по улучшению СМК». Указанные предложения формируются на основании мониторинга соответствующих процедур, результатов деятельности, предложений персонала.

Информация для улучшения в составе отчетов направляется руководителю процесса один раз в полгода в соответствии с требованиями соответствующих СТО, установленными в подразделах «Порядок оценки процедуры». Эта информация включается соответствующим руководителем процесса в отчет о функционировании процесса, направляемый в БМК.

Примечание – К процедурам процесса в ООО «ООО» относят процедуры, посредством которых реализуется процесс. Принадлежность процедуры к тому или иному процессу указывается в стандарте организации, которым устанавливаются требования к данной процедуре. Перечень таких процедур приведен в РК.

Ответственные за процедуры, которые реализуются в рамках СМК ООО «ООО», представляют информацию для улучшения в отчетах об оценке процедур. Формы отчетов каждого СТО, устанавливающего требования для таких процедур, содержат разделы «Предложения по улучшению процедуры», «Предложения по улучшению взаимодействия процедур и процессов в составе СМК», «Предложения по улучшению СМК». Указанные предложения формируются на основании мониторинга соответствующих процедур, результатов деятельности, предложений персонала.

Информация для улучшения в составе отчетов направляется начальнику БМК один раз в полгода в соответствии с требованиями соответствующих СТО, установленными в подразделах «Порядок оценки процедуры».

Примечание – Если ответственным за процедуру является начальник БМК, то он направляет отчет директору по качеству – представителю руководства по СМК. По согласованию с директором по качеству допускается отчет об оценке процедуры не составлять. Подготовленные данные, в этом случае, сразу включаются в отчет (по СТО …) о функционировании процесса «Управление системой менеджмента качества» или аналитическую справку о функционировании СМК по СТО ….

Определение и выбор возможностей для улучшения

Определение возможностей для улучшения производится начальником БМК и директором по качеству при подготовке аналитической справки о функционировании СМК на основании информации, указанной выше. Выявленные возможности вносятся в справку. Порядок оформления справки установлен СТО ….

Приоритет при определении возможностей следует отдавать следующим направлениям улучшения:

  • - улучшение продукции и услуг в целях выполнения требований потребителей, а также учета их будущих потребностей и ожиданий;
  • - коррекцию, предотвращение или снижение влияния нежелательных воздействий;
  • - улучшение результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества.

Выбор возможностей для улучшения производится:

  • - на заседании ПДКК при рассмотрении аналитической справки о функционировании СМК и проекта отчета о функционировании СМК;
  • - руководителем организации при рассмотрении проекта отчета о функционировании СМК (СТО …).

Выбранные возможности для улучшения руководитель организации утверждает в составе отчета о функционировании СМК (СТО …).

Предложения по возможностям для улучшения со стороны ВП фиксируются в решениях (других документах) по несоответствиям, планах корректирующих действий (мер) и протоколах заседаний ПДКК.

Планирование действий для реализации улучшения

Планирование действий для реализации улучшения производится на основании отчета о функционировании СМК (СТО …) и решений (при наличии) руководителя организации, принятых на основании отчета.

В ООО «ООО» основным документом, которым планируются действия по реализации возможностей для улучшения, является план улучшения (совершенствования) действующей СМК.

Порядок оформления этого плана установлен СТО ….

Учитывая, что план улучшения (совершенствования) действующей СМК оформляется на год, возможности для улучшения, выявленные в первом полугодии, включаются (при необходимости) в план путём выпуска дополнения к нему. Порядок оформления, обращения и доведения дополнения к плану аналогичен порядку оформления, обращения и доведения плана (по СТО …).

Отдельные действия по реализации возможностей для улучшения могут быть включены:

  • - в планы мероприятий по достижению целей в области качества процессов (подразделений) – по СТО …;
  • - в план профессиональной подготовки персонала – по СТО …;
  • - в план технического развития – по СТО …;
  • - в план мероприятий по эффективному использованию и сбережению энергоресурсов – по СТО …;
  • - в план работ по метрологическому обеспечению – по СТО …;
  • - в план работ по стандартизации – по СТО …;
  • - в другие плановые документы организации, создаваемые для обеспечения деятельности (например: программы обеспечения качества, надежности и др.).

Плановые документы (дополнения к ним) оформляют должностные лица, указанные в соответствующих СТО, с учетом рисков по СТО ….

Плановые документы оформляются с учетом ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.

При наличии возможностей (ресурсов) для прорывных изменений и (или) реорганизации, действия по их реализации планируются отдельными документами (планами).

Координацию планируемых действий осуществляет директор по качеству при рассмотрении и согласовании вышеупомянутых планов.

Осуществление действий по реализации улучшения

Реализация запланированных действий производится исполнителями, назначенными плановыми документами.

Мониторинг и оценка действий по реализации улучшения

Мониторинг действий по реализации улучшения осуществляют:

  • - директор по качеству при контроле выполнения плана улучшения (совершенствования) действующей СМК;
  • - должностные лица, контролирующие выполнение планов.

Результаты мониторинга докладываются на оперативных совещаниях у руководителя организации, заседаниях ПДКК.

Оценка действий по реализации улучшения производится руководителем организации:

  • - при анализе СМК по СТО …;
  • - на оперативных совещаниях.

Анализ реализованного улучшения

Анализ реализованного улучшения (реализованных улучшений) производят:

  • - директор по качеству при подготовке аналитической справки о функционировании СМК по СТО ….;
  • - руководитель организации при рассмотрении проекта отчета о функционировании СМК по СТО ….

Результаты анализа реализованного улучшения используются:

  • - при определении и выборе возможностей для улучшения;
  • - планировании действий для реализации улучшения.

Не забываем про риски при реализации процедуры. Таковыми могут быть:

  • - риск неверного определения возможностей для улучшения;
  • - риск непредоставления информации для определения и выбора возможностей для улучшения.

Критерием оценки процедуры управления улучшением является наличие улучшения функционирования системы менеджмента качества ООО «ООО».

Наличие улучшения функционирования системы менеджмента качества определяется по росту результативности системы. Результативность СМК рассчитывается начальником БМК при оформлении отчетов по СТО ….

Оценка процедуры управления улучшением вносится начальником БМК в отчет (по СТО …) о функционировании процесса «Управление системой менеджмента качества».

Стандарт по управлению улучшением можно посмотреть ЗДЕСЬ: СТО 123456RW-204-2021 Управление системой менеджмента качества. Управление улучшением.

Руководство по качеству с разделом по улучшению можно посмотреть ЗДЕСЬ: СТО 8765RISO-100-2022 Руководство по качеству

На канале "СМК-консультант" уже 327 публикаций. Чтобы не запутаться, используйте перечень опубликованных материалов (формат Word) - посмотреть или скачать ЗДЕСЬ.

21.02.2024