Найти тему

Электронная подпись: чек-лист для быстрого перевыпуска

Оглавление

Как известно, электронную подпись мало получить - ее также надо регулярно перевыпускать. Это нужно делать своевременно, чтобы не оказаться в один прекрасный (на самом деле, нет) момент с недействующей электронный подписью. По закону подлости случается это в самый неподходящий момент, поэтому вопросом перевыпуска надо озаботиться заранее.

Как известно, с 2022 года получить квалифицированную подпись (КЭП) можно только через ФНС, непосредственно в Удостоверяющих центрах или через доверенных лиц. Это касается руководителей организаций и ИП

Сертификат руководителя организаций и ИП действует один год (для КЭП, выданных сотрудникам компаний, ИП с доверенностью и обычным гражданам в аккредитованных удостоверяющих центрах) или 15 месяцев (для КЭП, выданных налоговой инспекцией или ее доверенным лицом руководителю ООО или ИП).

-2

Посмотреть срок действия можно через компьютер, на котором установлен сертификат ЭП и программа КриптоПро CSP:

  1. Запустить приложение «КриптоПро CSP».
  2. Открыть вкладку «Сервис» и нажать «Просмотреть сертификаты в контейнере».
  3. В открывшемся окне нажать кнопку «Обзор».
  4. Выбрать ключевой контейнер с сертификатом, нажать «ОК», затем «Далее».
  5. Отобразится информация по сертификату из выбранного контейнера с его сроком действия.
Также срок действия КЭП можно узнать через портал «Госуслуги». Функция работает только через компьютер в разделе «Настройки и безопасность» в личном кабинете. Пункт «Электронная подпись» покажет все сертификаты ЭП и сроки их действия.
-3

До окончания срока действия сертификата нужно успеть его продлить иначе придется перевыпускать заново. Юрлица и ИП, у которых есть действующий сертификат ключа проверки КЭП, полученный в Удостоверяющем центре или у его доверенных лиц, могут сделать это дистанционно.

Направить заявление в электронном виде можно двумя путями:

Новый сертификат КЭП будет записан на тот же токен, что и предыдущий.

Кстати, полезно будет обновить программное обеспечение для работы с электронной подписью.

-4

Если срок действия подписи закончился, поврежден носитель (токен) или изменились данные владельца сертификата, то дистанционно продлить КЭП не получится и придется оформлять новую.

Для выпуска электронной подписи необходимы паспорт (документ, удостоверяющий личность), СНИЛС, ИНН. А также сам носитель, специальный USB-токен.

Важно учитывать, что в правилах получения «сертификатов сотрудников» (КЭП, в которых указан ИНН организации или ИП, от чьего имени действует физлицо по доверенности (представитель), произошли некоторые изменения. С 1 сентября 2023 года аккредитованные удостоверяющие центры перестали их выдавать.

С1 сентября текущего года они должны будут использовать квалифицированные сертификаты для физических лиц в связке с машиночитаемой доверенностью в едином формате. До этой даты будет действовать переходный период.