В Индии существует притча, которая называется «Слепые мудрецы и слон». При первом знакомстве с этой притчей вряд ли у кого повернется язык, назвать упомянутых слепых — мудрецами. Впрочем, а разве сегодня не каждый второй считает себя мудрецом, провидцем или сведущим во всём?
Если вы вдруг позабыли текст этой притчи, то я приглашаю вас ознакомиться с вольным пересказом от Самуила Маршака, который, на мой взгляд, является лучшим вариантом изложения этой притчи.
Ученый спор — Самуил Маршак
Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон - одна
Из безопасных змей.
Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
- На два отточенных штыка
Похож индийский слон!
Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.
А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.
Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.
А так как пятый был силен,
- Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!
Эта причта наглядно демонстрирует ограниченность человеческого познания. Не обладая всем объемом информации, подобно этим слепым мудрецам, иногда мы не способны найти истину. Но что мешает этим мудрецам объединить свои усилия, чтобы докопаться до сути сообща? Гордость? Тщеславие? Недоверие? Жадность?
Вместо того, чтобы действовать сообща и сопоставить полученные каждым в отдельности вводные данные(которые были верны по отдельности), "мудрецы" пустили руки в ход, вследствие чего истиной стала версия самого сильного. В данном примере самый сильный искренне верит, что слон это всего лишь глиста. За свою веру он готов избить и может это сделать. Но вера не становится истиной, если кто-то может за неё начистить морду. Ведь любой зрячий, наблюдающий за этой картиной со стороны, сможет с легкостью разбить эту веру, взяв руку слепца и проведя ею по всей поверхности слона, начиная с хвоста и заканчивая хоботом. До этого могли бы догадаться и сами мудрецы, но иногда суть заключается не в истине, как таковой, а в праве сильного.