Когда слово сильнее кулаков.
Все вы знаете про знаменитый «Пивной бунт» в Германии в 1923 году, когда Гитлер, Эрих Люденфорд и их сподвижники попытались свершить государственный переворот в Мюнхене. Видимо тогда «пивной ящик Пандоры» был вскрыт и стала окончательно понятна мистическая сила пива, как инструмента влияния на государство изнутри.
Похожая история произошла в набережных Челнах в конце 70-х годов. В те времена Набережные Челны были городом «сухого закона». То есть алкоголь там не продавался. Никакой. Кроме пива. Как так получилось? Все просто. В 70-е город вместе с заводом КамАЗ активно строился, каждый вечер от работы освобождались тысячи строителей, механиков, водителей и рабочих. Расслабиться после трудного рабочего дня, скованного «победой над планом» и «пятилеткой в 2 года», было абсолютно негде, об инфраструктуре никто не думал. Поэтому «специалисты» после работы просто пили по домам. Наутро на работу выходили не все. Поэтому было принято решение алкоголь запретить. А самогонщиков и спекулянтов «гонять» бравыми отрядами милиции. Чтобы страдания были не такими тяжелыми, разрешили пить пиво. В любых количествах.
В один из дней «группа товарищей» после работы выпила пива и мелко похулиганила. Если вы помните была в СССР такая статья - «мелкое хулиганство». Ну, похулиганила и разошлась по домам. Разошлась быстро, чтобы не забрали. Но милиция не дремала. Быстро вычислила участников и пришла их брать.
Надо понимать, что Набережные Челны в тот момент - город молодой, много высоток. Типичный двор выглядел так - П-образная девятиэтажка, а внутри двор. Так вот, когда нарушителей, обнаруженных по домам, стали выводить в машины, все остальные увидели это в окна. Скажем прямо, методы работы шли с превышением полномочий, и это стало заметно для соседей. И они были очень возмущены. Еще бы. Пиво пьют все одинаково, а забирают только некоторых. Да еще так! В итоге во дворе одного из домов началась стычка.
Дошло до того, что забрали не только «хулиганов», но и «драчунов». Но остальные соседи не сдавались. В итоге стычка переехала в отделение полиции, где к остальными присоединись еще люди. В какой-то момент ситуация стала угрожающей.
В этот момент городом руководил Раис Беляев. В 1969 году молодой 34-летний Раис Беляев возглавлял Бауманский райком партии в Казани, а уже в декабре этого же года его назначили первым секретарем горкома партии в Набережных Челнах. Его задача была - построить КамАЗ. И к этому моменту он уже 10 лет руководил городом и стройкой и в городе был на особом счету. Напомним, что Раису Беляеву не было и 45.
В тот вечер ему домой позвонили из милиции. Позвонили и попросили разрешить применить «Черемуху» против разбушевавшийся толпы.
«Черемуха» - это вещество хлорацетофенон, которое химики вывели еще в XIX веке. В армии оно появилось в начале 20-го, а потом поступило на вооружение к полиции Европы и Америки. В СССР производство этого отравляющего вещества наладили в 1929 году и использовали для имитации и отработки поведения во время «химических атак» врага.
А вот уже после войны, в середине 50-х годов, препарат поступил на вооружение Министерства обороны СССР. Была разработана ядовито-дымная граната «Уч. ЯДГ», которая представляла собой картонный цилиндр. Официальное название граната теперь у вещества было «Продукт №3». Совсем скоро он оказался и в руках МВД и ласково стал называться «Черемуха». Вот такую «Черемуху» и собирались использовать милиционеры в Набережных Челнах против пивных бунтовщиков. И использовали бы, если бы им не запретил Беляев. Он сказал, что приедет разбираться сам. По дороге к отделению милиции, перед которым было уже больше сотни человек, Раис Киямович попросил лишь организовать доставку просто го бортового грузовика. Когда он оказался на месте, он забрался в грузовик, попросил опустить борт… и начал говорить.
Как вспоминают очевидцы, говорил он не с толпой, а с конкретными людьми. Удивительно, что не все сразу поверили, что это настоящий галла Горкома. Многие в лицо его не знали и откровенно засомневались. Но потом поверили и начали успокаиваться. Через несколько минут толпа затихла и Раис Беляев спустился на землю. Разговор продолжали уже спокойно, потом прошли в отделение и уже там решили окончательно успокоиться и довериться милиции и власти.
«Для того, чтобы идти в гущу неадекватно настроенного народа, убеждать и что-то доказывать, когда любой дурак может ударить тебя по голове, знаете ли, нужны особое мужество и знание человеческой психологии. Но он вообще мог и любил разговаривать с людьми, будь то заслуженный ветеран или хулиганистый парнишка».
Так, описывали очевидцы поведение Раиса Беляева.
Когда я писал эту статью, вспомнил еще один случай. Удивительно, но там события развивались очень похоже, правда, толпу смогла успокоить простая директор Дома пионеров. Лишнее доказательство, что сказанное слово - это орудие не власти или силы, это орудие мудрости.
Еще больше историй про ораторов и полезных советов для успешного общения в моем телеграм-канале "Чувства аудитории".
Подписывайтесь.