Найти в Дзене
ТыжИсторик

В небе "ночные ведьмы". Часть 1

Автор: Александрийский библиотекарь

Доброго дня всем!

Помните, мы недавно обсуждали, что в Тихом океане нашли самолет легендарной Амелии Эрхарт? А были еще советские летчицы, которые сражались и гибли в огненном небе Великой Отечественной войны. Одна из них – удивительная Евгения Руднева. Она родилась в 1920 году в украинском Бердянске. В десятилетнем возрасте родители привезли ее в Москву. Девочка много читала и отлично училась в школе. Любила стихи, но предметом ее особой страсти была астрономия. Одноклассники даже звали Женю Звездочетом. В 1938 году, выдержав огромный конкурс, девушка поступила на механико-математический факультет МГУ.

Студентка Евгения Руднева
Студентка Евгения Руднева

В июне 41-го она сдавала сессию за третий курс...

«Без свободной Родины не может быть свободной науки. Моя страна ждет от меня подвигов», - в этом была вся Женя.

До начала осени она возводила оборонительные сооружения, охраняла московское небо в дружине ПВО. Но ей было мало - и в трудные октябрьские дни она добровольно записалась в армию. В это время героиня дальних перелетов, знаменитая Марина Раскова формировала женские авиаполки: истребительный, бомбардировочный и ночных бомбардировщиков. Рудневу зачислили в последний.

Лейтенант Руднева
Лейтенант Руднева

Пожалуй, уместно сказать по паре слов о каждом. 586-й ИАП, в котором воевали многие известные довоенные летчицы-спортсменки – Раиса Беляева, Валерия Хомякова – а также начинали знаменитые Лидия Литвяк и Екатерина Буданова, входил в состав ПВО и прикрывал небо Саратова, Борисоглебска, Воронежа, Курска, Киева – и далее до Венгрии. Осенью 42-го командиром был назначен майор Гриднев. А авиатехников-женщин скоро заметно разбавили мужчины. 587-й бомбардировочный полк готовился воевать на одномоторных ближних бомбардировщиках Су-2, но улетел на фронт на двухмоторных Пе-2. На таком самолете в авиакатастрофе погибла и сама Марина Раскова. Полк, с самого начала имевший в своем составе немало мужчин, героически воевал под Сталинградом, на Северном Кавказе, в Белоруссии и Прибалтике. В мае 43-го ему было присвоено имя Расковой, а в сентябре он стал 125-м гвардейским БАП. И только один 588-й ночной бомбардировочный авиаполк весь свой боевой путь прошел чисто женским составом. За мужество и героизм его летчиц полк стал именоваться 46-м гвардейским Таманским НБАП. А немцы звали их «ночными ведьмами».

"Ночные ведьмы"
"Ночные ведьмы"
"Ночные ведьмы"
"Ночные ведьмы"

Летали они на скромных бипланах У-2 конструкции Николая Поликарпова. Фанерная машина, обшитая перкалью, к началу 40-х считалась устаревшей, но исправно тянула свою нелегкую лямку: была учебной партой для курсантов аэроклубов, возила почту и пассажиров, опыляла поля, исследовала просторы Крайнего Севера. С началом войны У-2 надел погоны, став транспортником, санитаром и легким бомбардировщиком. В последнем варианте он брал до 400 кг бомб под нижнее крыло. Прицел был примитивным. Но главное – никакой брони, а из защиты – в лучшем случае один скорострельный пулемет ШКАС, который немцы не слишком боялись, презрительно именуя «горохом». Летчика и штурмана спасали только мастерство и еще темнота – полк-то ночной. Членом экипажа именно такой крылатой боевой машины стала Женя Руднева после штурманской школы в Энгельсе. За год он прошла путь от штурмана экипажа до штурмана полка, совершила 645 боевых вылетов. Например, прославленный Александр Покрышкин с 22 июня 1941 по 30 апреля 1945 года выполнил 650 вылетов, а лучший ас союзников Иван Кожедуб сражался с марта 43-го по апрель 45-го и произвел 330 боевых вылетов. Но тут надо помнить еще такой момент. Истребители и штурмовики в дни максимального напряжения летали по 2-5 раз за день. Бомбардировщики 1-2 раза. А потом у них бывали дни и иногда недели отдыха. «Ночники» же летали каждую ночь – если позволяла погода, а нередко и в непогоду. У некоторых «ночных ведьм» было больше тысячи вылетов за войну. А за ночь иной раз они успевали слетать в ближний ты врага до 11 раз! На фанерной беззащитной и очень тихоходной машине...

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка
Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка

Штурман Руднева в ночь на 5 ноября 1942 года бомбила скопление вражеских войск у поселка Гизель. После ее удара было отмечено 4 пожара. В ночь на 24 ноября на станциях Ардон и Терек она поразила немецкие эшелоны с военной техникой. 23 мая 43-го 5 раз вылетала на бомбовые удары по расположению вражеских войск. В ночь на 15 сентября атаковала скопление бронетехники и пехоты противника в районе станицы Джигинской. Итогом стали 3 мощных взрыва. 9 января 1944 года Женя совершила 7 боевых вылетов в район Катерлеза в Восточном Крыму. Однажды, возвращаясь с бомбежки, она заметила, что бомба, зависла под крылом самолета. Посадка грозила взрывом. За штурвалом самолета была подруга и бессменный командир Дина Никулина. До войны она была инструктором ОСОАВИАХИМа, летала в гражданском воздушном флоте. Опыта ей было не занимать, но он не помог избавиться от злосчастной бомбы. Тогда решили садиться. Женя дала сигнал красной ракетой, что означало, что на борту какая-то беда. Но на аэродроме не поняли их послания! И на всякий случай погасили посадочные огни. Девушкам пришлось садиться вслепую – имея висящую боеготовую бомбу под крылом. Чтобы экипаж не посчитали пропавшим без вести в случае детонации, Женя написала записку:

«Если погибнем - передайте от нас привет Родине. Никулина, Руднева».

Привязала ее к дублирующей ручке управления из своей кабины и сбросила вниз. Сесть им удалось с третьего раза, да так мягко, что коварная бомба, хоть и отвалились, но не взорвалась. Ее потом отыскали. А записку не нашли...

Командир экипажа Евдокия (Дина) Никулина (слева) и штурман Евгения Руднева (справа)
Командир экипажа Евдокия (Дина) Никулина (слева) и штурман Евгения Руднева (справа)

И так из ночи в ночь. И каждый раз все прожектора за линией фронта напряженно щупают мрак и ночные истребители врага рыщут по небу в поисках беззащитного самолетика. «Ночным ведьмам» обычно удавалось увернуться, выскочить из светового поля. Но, случалось, их находили и сбивали. Фанерно-полотняные У-2 сгорали за минуты вместе со своими отважными экипажами. Но Никулиной и Рудневой везло. Они были лучшими в полку. За год с небольшим Женя подготовила 22 новых штурмана.

Штурман полка Евгения Руднева (справа) ведет занятие с молодыми штурманами
Штурман полка Евгения Руднева (справа) ведет занятие с молодыми штурманами

Напомню, они летали в ночном полку. А это значит, что занятия можно было проводить только днем, за счет отдыха… Еще она успевала писать статьи в стенгазету, делать доклады, рассказывать подругам о далеких звездах и галактиках. В июле 1943 года Рудневу назначили штурманом полка. Теперь боевые вылеты она стала совершать и с молодыми летчицами – чтобы передавать опыт.

Удача изменила девушке во время боев за освобождение Керчи. 9 апреля 1944 года экипаж Прасковьи Прокопьевой и Евгении Рудневой не вернулся с боевого задания. Из документов 46-го полка:

«В ночь на 9.4.44 г. полк имел задачу: уничтожать и подавлять огневые точки противника в п. Булганак, исключая его восточную часть, МТФ и Грязевая Путина. Всего произведено 143 самолетовылета. Налет 159 часов. Израсходовано боеприпасов… Разбросано … листовок. Разрывы бомб расположились в цели ПВО противника: МТФ - батарея «эрликон». Свои потери: 1 самолет, 1 экипаж».

Только в 1966 году благодаря очевидцам стали известны последние мгновения жизни экипажа. Их самолет попал под огонь немецкой зенитки и загорелся.

У-2 в боевом вылете. Примерно так и погиб экипаж Евгении Рудневой
У-2 в боевом вылете. Примерно так и погиб экипаж Евгении Рудневой

Руднева сбросила на врага бомбы, но для прыжка с парашютом им уже не хватило высоты. 26 октября 1944 года Евгении Максимовне Рудневой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Легендарная летчица Наталья Меклин спустя годы вспоминала:

«Мы вместе учились в штурманской группе. На занятиях она всегда задавала вопросы: ей хотелось знать все до мелочей. Пожалуй, в полку не было штурмана лучше Жени, хотя до войны она не имела никакого отношения к авиации… Не отличалась Женя ни бравым видом, ни военной выправкой. Не умела ни бойко говорить, ни даже быть строгой. Среднего роста, сутуловатая, с неторопливой походкой, она совершенно не была приспособлена к армейской жизни. Военная форма сидела на ней нескладно, носки сапог загибались кверху. Да она и не обращала внимания на все это. Занятая своими мыслями, она, казалось, жила в другом мире».

В 1972 году в Главном поясе астероидов был открыт объект №1907, который в 1976-м получил имя «Руднева» в память о старшем лейтенанте Евгении Рудневой.

Я живу и знаю: где-то
в стуже тихой, неземной
Жени Рудневой планета
проплывает надо мной. (Феликс Чуев)

Читайте по теме: Развалили один сарай!

И не забывайте подписываться на "Ты ж историк" в телеге: https://t.me/tizhistorik