Как ни старалась тройка гайдаевских жуликов иногда сойти с кривой дорожки, а всё время на неё возвращалась. Более того: за каждым новым поворотом их ждало всё большее падение по части тяжести свершаемых преступлений.
Не стала исключением и «Кавказская пленница». Здесь мошенники становятся вполне себе серьёзными бандитами. Ведь теперь у них в активе => похищение человека, удержание его в плену и [сорвавшаяся] продажа в рабство.
Само ‘рабство’ сценаристы хотели показать на примере Джабраила и его жены. Которая, имевшая по первоначальному замыслу имя Саида, будучи знатной женщиной ‒ дома не имела статуса совсем.
Статус женщины
В наши дни, конечно, многое демократизируется, определённые положения размываются. И всё же, даже сейчас можно наблюдать положение женщин, отличное от принятого, скажем, в Москве.
Побывав недавно на Кавказе (в абхазском домашнем хозяйстве – 1, 2), с некоторым удивлением убедился в том лично. Там, например, женщина ‒ мать! ‒ не могла разговаривать со своим сыном, поскольку обязана была общаться только с отцом. Хотя, возможно, я не всё правильно уловил и запомнил. Но именно так рассказывал сам сын, ведущий нашего вечера. И даже для достоверности произносил несколько фраз в адрес матери с вопросом о молчании: «Так?» Та не издавала ни звука, улыбаясь уголками рта. И продолжала вместе с помощницами переменять блюда.
И да, удел женщин там — очаг и потомство.
Впрочем, дочерям отец всё же дал высшее образование. А старшая и вовсе работала на Sputnik’е.
В общем, положение женщин в некоторых областях не многим отличается от рабства. На взгляд некоторых же европейцев. А с другой стороны, у всех свои нравы, свои обычаи.
Касаемо Нины. Она хоть и была местной девушкой (ей даже предполагали сделать ‘южный’ акцент), но всё же являлась представительницей прогрессивной части общества.
Потому сценаристы и хотели намекнуть через показ нюансов Джабраила с Саидой на то, что при всей лёгкости комедии и при смешном Этуше-Саахове ‒ действительность “женщин Востока” далека от идеала…
Как криминальная троица оказалась в горах
Трус, Балбес и Бывалый всё время как-то поразительно легко уходят от правосудия!
- желание выпить шампанского и вовсе можно считать за попытку стать приличными гражданами;
Ну, и теперь вот ‒ горы и киднэппинг.
За время предыдущих шести “серий” ребята, кажется, научились качественно уходить от возмездия. Поэтому и выбрали отдалённый Юг.
И это правильно. В бытность свою общался с офицерами УгРо. Так вот, говорили они: если захочешь скрыться от органов, беги на юг, на Кавказ; а лучше ‒ в Среднюю Азию.
Костюковский, Слободской и Гайдай знали, о чём пишут!! ;)))
Они и горы прописали только из-за красоты кадра. А так, хотели поместить действие картины как раз в Среднюю Азию.
Вот почему жулики оказались на Кавказе. Тем более, у них под пребывание там и под удачно подвернувшуюся ситуацию с поисками снежного человека ‒ созрел план.
Переквалификация видов криминала
И ведь ничто не предвещало смены мошеннической схемы действий троицы!
…Хотя, собственно, почему «мошеннической»?
То, чем занимались Трус, Балбес и Бывалый ‒ вполне себе “честные отъёмы денег у населения”. Сравнимы с нынешними всевозможными курсами: обучение модному танцу, мастер-класс по игре в домино.
Балбес, кстати, в очередной раз подтвердил, что при общих его недалёкости и безграмотности, он весьма ловко считает. В «Самогонщиках» герой Никулина логарифмировал количество сахара, здесь расправляется с несколькими противниками. Один из которых является как раз тем самым сценаристом – Морисом Слободским. В кадре => это тот нервный игрок, что от волнения [даже] принимает таблетку.
Лицензий в то время не было. Налоги — вшиты в зарплаты. Так что сборы троицы можно отнести разве что к нетрудовым доходам. Или => к необоснованному обогащению за счёт трудящихся. ))
И вдруг ‒ похищение человека! Пусть, в основном, и руками Шурика, но тем не менее.
Тут интересен другой момент. А как Джабраил вышел на наших жуликов? И главное, почему у них такое доверие друг к другу?
Главный злодей «Кавказской пленницы»
Думается, дядя Нины и был самым опасным персонажем.
Кем-то вроде теневого воротилы.
Товарищ Саахов заседал по кабинетам и просто использовал своё высокое служебное положение партийно-хозяйственного функционера.
Но Джабраил…
Откуда у него такой дом ‒ огромный, двухэтажный, с полуподвалом-залой? На какие доходы? И ведь, судя по многим деталям, дом именно его – построенный им.
Он вроде бы всего лишь шофёр. Но ‒ у человека власти. Это означает мощное прикрытие и свободу передвижения на шикарной, надо сказать, машине.
Плюс, он знает всё и всех в городе. Обращается по имени к официанту, свободно находит подходящих жуликов, только что и разово устроивших финансовую гастроль.
Крупные доходы в совокупности с информированностью, алчностью и соответствующей капиталам бездушностью, даже жестокостью (“мешок на голову и фьить” – своей племянице!!) — предполагает в Джабраиле эдакого [полу]криминального паука тёмной стороны сияющей советской реальности.
***
Что до троицы, то скрыться от правосудия ей не удалось.
Но бандиты отделались довольно легко. Чтобы – быстро выйдя – вновь взяться за криминал. И вновь ‒ со всё более отягчающей тяжестью.
Впрочем, при просмотре эти умственно-наблюдательные построения отходят на вторые планы. Ведь одно дело додумывать, другое (и самое приятное!)) — наслаждаться замечательным фильмом с потрясающей игрой любимых актёров и великолепной, теперь уже вечной – музыкой.
.