Учимся быть счастливыми!
Лучшая награда в нашей жизни –
это возможность заниматься делом,
которое того стоит.
26-й президент США
Мы продолжаем нашу новую рубрику, которую веду я, Наталья Мартыненко, и я не психолог.
В этой статье мы перейдем к последней составляющей счастья по системе Юлии Макоевой – любимому делу. Поехали!
Ненавистная работа отравляет жизнь, а любимая – наполняет будни смыслом. Но где проходит эта грань, и от чего зависят наши чувства? Разберём вопрос с точки зрения науки.
Что такое удовлетворённость работой и почему это выгодно?
Удовлетворённость работой – показатель нашего благополучия на рабочем месте. Она включает в себя эмоции, убеждения и поведение на работе.
Этот показатель важен для счастья сотрудников, но и работодатели заинтересованы не меньше. Какие бонусы даёт высокая удовлетворённость персонала?
Снижается текучка кадров и финансовые потери.
Повышается лояльность. Люди ценят заботу и отвечают взаимностью: принимают миссию компании, работают на результат.
Возрастает продуктивность, но, к сожалению, не всегда. На неё влияют разные элементы жизни, связанные не только с работой.
Почему не работают популярные советы?
Рассуждая об идеальной работе, мы чаще всего называем два критерия: высокая зарплата и низкий уровень стресса. По такой логике лучшая профессия на свете – актуарий, специалист по страховым расчётам. Однако актуарии не входят в топ самых счастливых сотрудников. Не хватает самореализации: только 36% считают свой труд значимым.
Учёные предупреждают, что предсказатели из нас неважные. Каждый интуитивно «знает», что сделает его счастливым, но интуиция часто обманывает. Давайте посмотрим, насколько наши представления о прекрасном соотносятся с результатами исследований.
Деньги действительно влияют на счастье, но только до определённой суммы.
Что касается стресса, он бывает «плохим» или «хорошим» в зависимости от контекста. Так, учёные обнаружили, что у военных и политических лидеров низкий уровень стрессового гормона кортизола. Власть и контроль компенсируют издержки ответственных должностей. И таких нюансов много.
Считается, что есть оптимальный уровень стресса: требования должны быть высокими, но выполнимыми – тогда мы пребываем в тонусе.
Раз дело не в деньгах и возможности расслабиться – может, надо просто следовать за мечтой? Учёные приводят следующие соображения:
Не у всех есть страсть, которую можно превратить в профессию;
Одной страсти недостаточно: работа радует, когда мы в ней хороши;
Зациклившись на одном, мы заранее отбрасываем остальные варианты и сами себя ограничиваем. А ведь новые вызовы могут породить неожиданную новую страсть.
5 теорий удовлетворённости
Учёные исследуют удовлетворённость работой с 30-х годов – и всё это время пытаются вывести безупречную формулу. В итоге существуют разные теории, и в каждой есть доля истины.
Эдвин Локк предположил, что удовлетворённость работой зависит от совпадения наших ценностей и возможностей. Возьмём двух специалистов: для одного очень важно быть частью команды, для другого нет. Логично, что именно первый будет страдать, если компания не поощряет сотрудничество.
Учёные заметили, что уровень удовлетворённости остаётся стабильным в течение карьеры, даже если человек меняет компании. Возникла идея, что это личностная черта, зависящая от склонности к позитивным или негативным эмоциям.
Теория характеристик работы объясняет удовлетворённость 5 факторами. Разнообразие, общественная значимость и наличие видимого результата дают ощущение осмысленности. Самостоятельность способствует ответственности. Обратная связь помогает оценить свою эффективность.
Джон Стейси Адамс считал, что мы руководствуемся чувством справедливости. Сотрудник жертвует временем и силами, вкладывает знания, навыки, энтузиазм. За это он получает деньги, признание, уверенность в завтрашнем дне. Несправедливое соотношение затрат и наград ведёт к недовольству.
Э. Деси и Р. Райан утверждают, что труд должен удовлетворять 3 потребности: в компетентности, автономии и принадлежности к чему-то большему.
Что влияет на удовлетворённость работой?
1. Увлекательность
Задачи должны быть интересными, понятными и разнообразными. Тогда они захватывают внимание и вводят в состояние потока – при условии, что мы сами выбираем инструменты и получаем конструктивную обратную связь.
2. Полезность
Для большинства людей важно, чтобы труд приносил пользу другим. Тогда он воспринимается как значимый и осмысленный.
3. Возможность использовать сильные стороны
Сложно быть довольным, когда не справляешься, поэтому задачи должны соответствовать нашим качествам и навыкам.
4. Поддержка
Доброжелательная атмосфера в компании, доверие, уважение, возможность открыто говорить о проблемах – всё это весомые факторы.
5. Отсутствие серьёзных минусов
Не обязательно быть в восторге от всех аспектов работы. Главное, чтобы отсутствовали вопиющие минусы: муторная дорога с пересадками, ненормированный график, крошечная зарплата, несовместимость с личной жизнью.
На удовлетворённость работой влияют и личные качества, прежде всего проактивность. Проактивный человек задаёт вопросы, если не понял задачу, просит обратной связи, заботится о своих потребностях. Этот навык стоит освоить каждому, чтобы получать удовольствие от труда.
Читайте в следующей статье
В следующей статье мы поговорим о состоянии потока в работе.
На этом в этой статье у меня все. Не вешайте нос и помните, с вами все в порядке!
Наталья Мартыненко
Фото из открытых источников
Еще больше материалов на сайте газеты: https://tvoyinform.ru/