Тема первородного греха имеет огромное значение для верующих. Эта доктрина влияет на наше понимание христианства и формирует систему взглядов.
Богослов Миллард Эриксон справедливо заметил: «Учение о грехе имеет крайне важное значение и активно обсуждается». История церкви подтверждает правоту данного тезиса. О первородном грехе рассуждали Августин и Ансельм, Лютер и Кальвин, Уэсли и Арминий, а также многие другие богословы.
Нам необходимо знать, как именно грех оказывает влияние на человечество в целом и каждого из нас в отдельности. Нужно разобраться, является ли человек греховным по своей сути и какое влияние оказал грех Адама на последующие поколения.
По мнению Эриксона, если человек представляется полностью греховным, проповедь будет в основном направлена на необходимость покаяния и второго рождения.
Хотя многие моралисты и гуманисты считают, что человечество может преобразиться посредством нравственного развития, Библия рисует иную картину человеческого бытия. Мы видим, что грех присущ человеческой природе. Рождаясь, мы не просто приходим в греховный мир, но уже с самого начала внутри нас имеется врожденная склонность к греху.
В Псалме 50 Давид кается в своих преступлениях. Царь Израиля плачет и сокрушается перед Богом за то, что вступил в незаконную интимную связь с Вирсавией и убил ее мужа Урию. Однако помимо этого Давид говорит о грехе, который был в нем уже с рождения (Пс. 50:7). Так что дело не только в поступках, которые совершают люди. Дело еще и в той силе, которая побуждает совершать эти поступки.
В рамках данной статьи рассмотрим проблему греха Адама. Для этого нам необходимо отразить суть концепции первородного греха и показать разумное применение этой доктрины на практике.
Основание и суть доктрины первородного греха
Если говорить о библейском обосновании доктрины первородного греха, то данная концепция наиболее четко представлена в трудах апостола Павла. Описывая в послании к Римлянам оправдание через веру во Христа, Павел обосновывает необходимость этого акта всеобщей виновностью человечества. Он утверждает, что все мы согрешили в Адаме (Рим. 5:12). Фактически, наш прародитель согрешил не только как отдельно взятый человек, но и как представитель всего рода человеческого.
Этот аргумент вполне справедлив. Ведь, если вменять нам праведность, которая идет не от нас, а от Христа, то можно вменять нам грех и вину Адама. Однако все рассуждения о справедливости или несправедливости первородного греха, по сути, являются беспочвенными, поскольку Бог всегда справедлив – Он является Светом, в котором нет никакой тьмы (1 Ин. 1:5).
Суть первородного греха в том, что он оказал влияние не только на Адама с Евой, но и на всех их потомков. Спрол определяет этот грех не как поступок, а как результат грехопадения наших прародителей и последующую за этим безнравственность всего рода человечества. По словам этого богослова, именно грехопадение Адама напрямую связано с тем состоянием греховности, в котором мы рождаемся. Я думаю, сам поступок Адама тоже можно назвать первородным грехом, как и его последствия. Эта позиция несколько отличается от концепции Спрола. Однако различия в формулировках не имеют здесь принципиального значения.
В своих комментариях к Новому Завету Мэтью Генри высказывается о влиянии греха Адама следующим образом: «Грех имеет очень большую разрушительную и отравляющую силу и большую скорость распространения, иначе бы вина греха Адама не простерлась так далеко, не оказалась бы таким глубоким, сильным потоком». Британский богослов высказывает примерно такую же мысль, что и Спрол. Большинство теологов, придерживающихся классического христианского богословия, имеют схожие взгляды на первородный грех.
Луис Беркхов пишет, что первый богословский след доктрины первородного греха мы видим в трудах Тертуллиана. Он утверждал: «Зло стало природным элементом в человеке, оно в нем с рождения, и это передается из поколения в поколение во всем человечестве». Близко к этому учению подошел Ориген. Он считал, что наследственная испорченность присуща каждому человеку от рождения. В пользу этой теории высказывался и Киприан. Однако, по его мнению, реально совершенный грех человека имел большую вину, чем первородный грех.
Интересной является позиция Ансельма, который считал, что первородный грех накладывался на вину конкретного индивидуума. В общем, относительно этого вопроса было много различных суждений. Августин поддерживал концепцию первородного греха, под влиянием чего сформировал доктрину предопределения. Его оппонент Пелагий отрицал и первородный грех, и предопределение.
Что касается реформаторов, они опирались в своих трудах на Августина. Кальвин сформулировал это учение следующим образом: «Первородный грех – это не просто лишение, но также и полная испорченность человеческой природы». В результате такого понимания Кальвин развил концепцию двойного предопределения.
Голландский богослов Арминий отрицал эту теорию и несколько смягчил концепцию о первородном грехе. Похожих взглядов придерживался и основатель методизма Джон Уэсли. Он признавал влияние первородного греха и наличие греховной природы внутри человека. Однако, по мнению Уэсли, Бог дает каждому человеку достаточную благодать, с помощью которой мы можем избавиться от влияния дьявола и родиться свыше. По мнению Лютера и Кальвина, благодать Божья действует избирательно.
В контексте учения о первородном грехе следует упомянуть и Дортский Синод в Нидерландах. Он прошел в 1618 году и утвердил эту концепцию в самом строгом смысле – первородный грех рассматривался в контексте двойного предопределения.
Какую точку зрения на первородный грех можно считать правильной? В рамках данной работы нет возможности рассмотреть вопрос предопределения, потому скажу кратко – на мой взгляд, концепция Кальвина противоречит Священному Писанию, а взгляд Уэсли находится ближе к истине.
Следует ли понимать первородный грех как полную испорченность человека? Смотря что понимается под полной испорченностью. Если говорится о наличии греховной природы в естестве человека и невозможности спастись своими силами, я с этим согласен. Если же говорится, что в человеке остается сплошная тьма и нет ничего доброго, я не согласен с этим категорически, поскольку в каждом человеке даже после грехопадения остается образ Божий. Этот образ оказывается несколько поврежденным и искаженным, но его наличие нельзя оспорить.
Христианская жизнь в контексте доктрины первородного греха
Доктрина первородного греха имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Нам необходимо не просто разобраться в богословских хитросплетениях, а понять, каким образом строить свою христианскую жизнь на основании того понимания, которое мы имеем.
Итак, какие практические советы и наставления в вере мы можем извлечь из рассматриваемой нами концепции?
1. Нам необходимо осознать свою «причастность» к греху Адама
В Рим. 5:12 мы читаем, что «в нем все согрешили». Это указывает на то, что вина за грех Адама является всеобщей. Она вменяется всем последующим поколениям. Наш грех тоже имеет отношение к тому, что происходило в Эдемском саду. Мы тоже делали в своей жизни выбор в пользу дерева познания добра и зла и пытались жить автономно от Бога.
2. Нужно понимать, что внутри нас остается греховная природа
Это связано с тем, что наше искупление не является полным. Оно охватывает дух и душу, но тело остается неискупленным (Рим. 8:23). Внутри нас по-прежнему остается греховная плоть, которая противится духу (Гал. 5:17). Это не противоречит концепции оправдания. Мы становимся праведными, благодаря вере во Христа и принятия Его праведности (Рим. 3:21-26).
3. Нам необходимо регулярно освящаться, жить жизнью покаяния
Джон Уэсли справедливо заметил: «Грех все еще остается в уверовавших, хотя уже не господствует в них».
Потому мы нуждаемся в освящении – обновлении по образу Божьему. После того, как мы приходим ко Христу и рождаемся свыше, наш дух оживает. Внутри нас появляется божественное естество, мы становимся новым творением во Христе Иисусе (1 Кор. 5:17). Но внутри нас по-прежнему остается греховная природа. Если не придавать серьезное значение этому факту, не приближаться к Богу, можно снова оказаться во власти греха. Я не верю в доктрину «спасен однажды – спасен навсегда». Библия ясно показывает, что человек может отпасть (2 Пет. 2:20). Потому необходимо очень серьезно относиться к вопросу отношений с Богом. Нужно почитать себя мертвым для греха и не давать ему возможность проявляться в нашей жизни (Рим. 6:11-14). Реальность такова, что грех все равно будет периодически давать о себе знать. Вопрос в том, как мы к этому относимся.
Уэсли пишет: «Мы должны каяться после нашего оправдания. И пока мы не начнем поступать так, мы не сможем двигаться вперед».
4. Не нужно быть самонадеянным, считая, что никогда не сможешь упасть
Независимо от того духовного уровня, который занимает человек сегодня, потенциальная опасность отпасть от Христа сохраняется всегда. Когда мы становимся самонадеянными и начинаем уповать не на Бога, а на свое благочестие, христианский опыт и т. п., это может стать причиной падения. Такой вывод можно сделать на основании 1 Кор. 10:12, где сказано, что нам стоит остерегаться падения. Причиной духовного фиаско может стать самоуспокоенность и недооценка греховной плоти. Если перестать познавать Бога и перестать приближаться к Нему, грех придет как внезапный гость, претендуя на то, чтобы вновь завоевать твою душу.
5. Нам нужно держаться за Бога, сохранять зависимость от Него
Христос начал Свою нагорную проповедь с темы «духовной нищеты». Его слова «Блаженны нищие духом, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 5:3) указывают не на физическую нищету, а на зависимость от Бога. Быть нищим духом – это полностью зависеть от Господа, от наполнения Духом Божьим и Словом Божьим. Такая зависимость является отправной точкой для избавления от греха. Фактически, человек признает свое бессилие перед Богом и выражает готовность следовать за Христом.
6. Необходимо иметь сокрушение перед Богом
Настоящее покаяние предполагает сокрушение перед Господом. Это не театральный плач, показное представление перед людьми или литры пролитых слез, а глубокое раскаяние и признание греха. Это не просто сожаление о содеянном, а желание двигаться в другом направлении, поворот на 180 градусов.
В Псалме 50 мы видим сокрушение Давида. В Деян. 9 - видим покаяние Савла. Его обращение не сопровождалось обильными слезами – по крайней мере, Библия об этом умалчивает – но гонитель церкви тут же изменил свое отношение. Когда Савл узнал, что Иисус, против последователей которого он выступал, является Господом, религиозный фанатик тут же последовал за Христом и стал апостолом Павлом.
Сокрушение сердца не всегда происходит так, как это было у Давида или у Савла. Это наша реакция на Божье прикосновение. Она может быть разной. Главным моментом настоящего глубокого покаяния является сокрушение перед Богом, а не формальный акт, выражающий это сокрушение. Главное – обратиться своим сердцем к Богу и позволить Духу Божьему менять нас.
7. Нам также нельзя забывать о праведности
Мы получаем оправдание, поскольку Господь избавляет нас от вины и дарует нам Свою праведность. Она не является плодом наших дел или заслуг. Господь дарует нам спасение по благодати (Еф. 2:8-9).
Заключение
Мы рассмотрели концепцию первородного греха и увидели, что данный вопрос, помимо сугубо богословской направленности, имеет еще и практическую значимость.
Спрол сказал: «Мы грешны не потому, что грешим. Скорее, наоборот: мы грешим оттого что грешны».
Грех Адама стал причиной смерти и появления греховной природы в естестве человека. Мы сохранили в себе образ Божий, но утратили подобие, которое было присуще человеку до грехопадения.
Сегодня благодаря жертве Христа на Голгофе, благодаря Его смерти и воскресению, первородный грех уже не имеет того мощного оружия, которое он имел в дохристианскую эпоху. В наше время грех уже не царствует в жизни людей, которые приняли Христа (Рим. 5:21). Но это не значит, что первородный грех утратил свою актуальность.
Грех по-прежнему силен в жизни тех, кто живет без Бога. Без Христа люди находятся во власти сил тьмы и не могут противостоять своей греховной природе. Да и верующие во Христа тоже вынуждены признавать наличие греховной природы.
Уэсли пишет: «Идея «В верующем нет греха, плотского разума и склонности к отступничеству» противоречит Слову Божьему, она также противоречит опыту детей Божьих».
Нам необходимо не только понимать доктрину первородного греха, но и применять ее на практике. Нельзя путать наличие греховной природы в естестве человека и ведение греховного образа жизни. В первом случае грех может присутствовать в нас чисто номинально, и мы не находимся под его властью. Если верующий и совершает какой-то греховный поступок или допускает нечистые помыслы – а такое так или иначе иногда может происходить – необходимо каяться и продолжать познавать Господа.
Если же быть несерьезным по отношению к проявлениям греховной природы, постепенно эти проявления приобретут характер устойчивой тенденции. Жизнь по плоти приносит духовную смерть (Рим. 8:13).
Так что вся наша христианская жизнь происходит в контексте сражения с последствиями первородного греха. Безусловно, главным является Господь и отношения с Ним. Но нам не нужно быть легкомысленными по отношению к своей греховной природе. Нам не нужно ассоциировать себя с ней, поскольку суть человека заключена в новом творении, однако необходимо понимать ту опасность, которая исходит от плоти, и уметь преодолевать это влияние. Нам нужно жить с Богом и совершать свое спасение, позволив Духу Святому работать с нами.