Найти тему
Музыка для души

А сегодня душа просит песен под гитару... Послушаем, вспомним, споём?

Первые три песни полюбились нам благодаря огромной популярности фильмов, в которые они были включены и замечательным актёрам, которые так душевно их исполнили.

«Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» впервые прозвучала в 1968 году в советском шпионском детективе «Ошибка резидента»: во второй его части — «Возвращение Бекаса», в исполнении актёра театра и кино Михаила Ножкина, которого многие почему-то считают автором песни, но это не так.

Михаил Ножкин
Михаил Ножкин

Вот что рассказала об истории создания песни Анна Пиотровская, родственница автора — советского и российского кинодраматурга, сценариста, писателя, поэта, барда и художника Евгения Даниловича Аграновича.

Евгений Данилович Агранович (13.10.1918 – 29.01.2010)
Евгений Данилович Агранович (13.10.1918 – 29.01.2010)
Евгений Данилович прошёл всю войну, с 22.06.1941 до середины 1946 года (не сразу был отпущен домой — оставили переводчиком в Берлине).
В 1944-ом, в Белоруссии,
в одном окопе с ним оказался человек, который поделился историей своей жизни. Он был перемещенным лицом.
Попав в плен в первые дни войны, он бежал, сначала оказался в Румынии, потом в Греции. Сел на судно, которое набирало людей для работы в Южной Америке, работал на руднике, где сильно заболел.
«…и бразильских болот малярийный туман…».
В 1943-ем всё, что успел заработать, он отдал машинисту судна, шедшего в Европу.
Тот согласился пустить его в трюм с уговором не показываться на палубе днём. Только ночью, тайком, он выходил покурить.
«… и окурки я за борт бросал в океан, проклинал красоту островов и морей…».

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок

На Родине его арестовали, далее — трибунал и лагерь.
В 1944-ом К.К. Рокоссовский, командующий 3-им Белорусским фронтом, «выпросил у Сталина 100 000 солдат из лагерей, потому что воевать было некому» (не дословная цитата из рассказа Евгения Даниловича).
Так этот солдат вернулся на фронт, где доблестно сражался с фашистами.
Судьба его неизвестна. И имени его Евгений Данилович не запомнил.
А историю записал
он к этому времени уже был сотрудником фронтовой газеты «Бей врага!».
Так что история, описанная в песне, вполне документальная.
Песней написанное в войну стихотворение стало в 1954 году.
После войны Евгений Данилович доучился в литературном институте.
Писал стихи, работал на киностудии имени Горького переводчиком иностранных фильмов.
В 1954-ом на киностудии снимали шпионский детектив
«Ночной патруль» (вышел в 1957-ом) с Марком Бернесом в главной роли. И нужна была песня для главного героя.
Марк Бернес предложил песню Жени Аграновича «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», но ее не взяли, потому что автор музыки не был членом Союза композиторов (да-да, именно
такой была формулировка отказа).
А Вениамин Дорман, режиссер фильма «Ошибка резидента», с удовольствием взял эту песню в свой фильм.
И по-моему, не прогадал!

__________________________________________________________________________________________

«Ваше благородие, госпожа Удача» впервые прозвучала в фильме «Белое солнце пустыни», вышедшем во всесоюзный кинопрокат в 1970-ом.
Автор текста —
Булат Окуджава. Музыку написал Исаак Шварц.

Из воспоминаний режиссёра фильма Владимира Мотыля :

Познакомились мы с Исааком Иосифовичем на съёмках картины «Женя, Женечка и «катюша»: Шварц обладает замечательным умением не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке.
Исаак Шварц и Владимир Мотыль
Исаак Шварц и Владимир Мотыль
В «Жене...» сдружились и с Булатом Окуджавой.
И когда начались съёмки фильма «Белое солнце пустыни», я заказал ему стихи для песни Верещагина.
   Булат Окуджава и Владимир Мотыль
Булат Окуджава и Владимир Мотыль
Булата я попросил написать песню лихую и в то же время грустную.
Он сделал два  варианта.
Первый - белым стихом: прощание казака, уходящего на войну, со своей Настей.
Я выбрал второй...

Ваше благородие, госпожа Удача ...

Исаак Шварц рассказывал, что сочиняя музыку для песни Верещагина, он представлял себе именно Павла Луспекаева.

Павел Луспекаев в роли отставного царского таможенника Верещагина
Павел Луспекаев в роли отставного царского таможенника Верещагина
Это песня одинокого человека, - говорил Шварц, - и предназначалась она для Паши.
Я знал этого прямодушного, мужественного человека, очень похожего на своего героя, он бывал у меня дома, пел мои песни в театре.
Паша сразу «поймал» настроение песни и легко исполнил ее практически сразу. Музыкальную тему этой песни я стремился провести в фильме как элемент драматургии.
Вначале ироническую, шутливую «Госпожу Удачу» поёт немного захмелевший герой.
А когда Верещагин взрывается на баркасе, она звучит совсем по-другому - как трагическая тема смерти…
Я не думал, что песня станет настолько популярной. Успех или неуспех песни - вещь мистическая.
Важно всё: как сочетаются слова с музыкой, кто ее первый исполнитель, если она впервые звучала с экрана, то в кадре или за кадром, положительный или отрицательный герой ее исполняет.
В «Белом солнце пустыни» всё сошлось, и песня ожила.
  • Булат Окуджава называл «Ваше благородие» своей наиболее удачной песней, написанной для кино.
  • Акиро Куросава был настолько восхищён композицией, что пригласил Исаака Шварца сочинить музыку к картине «Дерсу Узала».

__________________________________________________________________________________________

«Русское поле» в исполнении Владимира Ивашова впервые прозвучала во второй части трилогии про неуловимых мстителей «Новые приключения неуловимых», которая после выхода на советские экраны стала лидером кинопроката 1967-го года.

Владимир Ивашов
Владимир Ивашов

Композитор Ян Френкель вспоминал потом:

Когда музыка к картине была уже готова, он собирал чемоданы и собирался на юг. Вдруг ему звонит режиссер Эдмонд Кеосаян и говорит:
«Срочно нужна еще одна песня — о России».
Френкель торопился и вдаваться в подробности не стал.
Вспомнил про недавно написанную песню "Русское поле" и тут же переслал ноты режиссеру, даже не зная, в каком эпизоде она будет использована.
Ян Френкель
Ян Френкель
Услышал её уже в готовом фильме — она звучала из уст русского офицера, собиравшегося после революции покинуть Россию.
И там она пришлась как нельзя кстати.

Автор стихов, поэтесса Инна Гофф так ответила на вопрос: «Почему поле?»

Написала, потому что люблю поле.
Люблю русское поле, потому что родилась в России.
Таких нигде и нет, наверное…
Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей.
Инна Гофф
Инна Гофф
Полей…
Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи…
Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…

Русское поле

Эту замечательная песня входила в репертуар многих известных советских исполнителей: Кобзона, Гуляева, Ободзинского, Лещенко, но мне кажется, что народной она стала исключительно благодаря магии актёрского таланта Владимира Ивашова.

(Рассказ о других его песнях по ссылке в конце).

__________________________________________________________________________________________

«Солнышко лесное» одна из самых известных песен Юрия Визбора, и у неё конечно же есть своя история.
Она неразрывно связана со всевозможными походами, выездами на природу, посиделками у костра (мангала), но в первую очередь конечно же с
Грушинскими фестивалями авторской песни, которые ежегодно проводятся в нашей стране начиная с 1968-го года.

«Солнышку» уже более 50-ти лет, но до сих пор не утихают споры: кому же она была посвящена?

Юрий Визбор
Юрий Визбор
Кто-то рассказывает про голубоглазую красотку стюардессу, в которую якобы влюбился Юрий, возвращаясь с фестиваля в Москву.
Кто-то
считает, что песня Визбора стала посвящением вовсе не любимой девушке, а поляне, где проходили фестивали бардовской песни и ссылается на запись в дневнике, сделанную им в начале 70-х:
«Наконец-то я написал песню, которую был обязан написать давным-давно — «Лесное солнышко».
Я посвятил ее моей дорогой Поляне.
Кажется, песня у меня получилась.
Буду рад, если Поляна
ее примет».

Милая моя, солнышко лесное

Я думаю, что все эти «взаправдашние истории» родились во время тех самых задушевных посиделок, когда любимые песни спеты уже не помним сколько раз, а отпускать это чудесное настроение ну никак не хочется.
Именно тогда и наступает время таких вот ночных баек у костра, которые с удовольствием обсуждают захмелевшие слушатели.

А вот, что по этому поводу рассказала дочь барда — Татьяна Визбор:

Папа часто говорил, что не надо путать лирического героя песни с автором, её написавшим.
Разные люди, даже достаточно близкие, говорили мне, что якобы знают этих
«солнышек». Их там было много.
Что касается реальных фактов — тогда отец был женат на Жене Ураловой.
Юрий Визбор с супругой Евгенией Ураловой
Юрий Визбор с супругой Евгенией Ураловой
И когда эта композиция бежала перед ним и доносилась из каждого окна, он сказал Жене: «Я написал тебе песню». Правильно, ведь тогда она была женщиной его жизни.
Поначалу её популярность удивила и даже напугала отца.
Он не ожидал, что песня, написанная на коленке в палатке, вдруг выстрелит до такой степени.
Она, наверное, попала в сердце каждому, что бывает крайне редко.
Песня эта, конечно, запета и затерта, растащена на какие-то цитаты.
Но как бы она не исполнялась, песня жива и живет…

__________________________________________________________________________________________

И ещё одна песня в исполнении Заслуженного артиста РФ Валерия Пака, которая появилась недавно и которую я не смог проигнорировать.
Вся информация о ней в начале видео...

Последняя песня Леонида Филатова

Кто впечатлил вас сегодня?

Мария Пахоменко, золотой голос Советского Союза. Часть 1.
Музыка для души.17 ноября 2020

На сегодня всё. Берегите себя!

Все фото взяты с Яндекса в свободном доступе. Видео с YouTube.