Найти в Дзене

Центральный автовокзал

Уральская улица, 2 (снесен) Здание Центрального автовокзала построено в 1971 году по проекту архитекторов Александра Григорьевича Рочегова (1917-1998), Вениамина Александровича Нестерова (1922-1992), Владимира Моисеевича Гинзбурга (1930-1997). Снесено в 2017 году. В начале 1960-х годов Москва вновь расширила свои границы, появился МКАД, и началась застройка территорий по обе стороны Щелковского шоссе. К югу от магистрали возводился район Северное Измайлово, а к северу планировался район Гольяново. В продолжение 9-й Парковой была проложена Уральская улица, на перекрестке этих улиц со Щелковским шоссе в 1963 году открылась станция метро. Рядом с ней был заложен новый узел столичной транспортной инфраструктуры — автовокзал.  Трехэтажный, прямоугольный объем растянулся вдоль Щелковского шоссе. Вокруг здания были организованы платформы для отправления/прибытия автобусов и автостоянка. В состав комплекса входила автоматизированная мойка машин.  Архитектура автовокзала сообразно духу времени

Уральская улица, 2 (снесен)

Здание Центрального автовокзала построено в 1971 году по проекту архитекторов Александра Григорьевича Рочегова (1917-1998), Вениамина Александровича Нестерова (1922-1992), Владимира Моисеевича Гинзбурга (1930-1997). Снесено в 2017 году.
Центральный автовокзал. Вид с юго-востока. Фотография И. Бурова, 1977 г.
Центральный автовокзал. Вид с юго-востока. Фотография И. Бурова, 1977 г.

В начале 1960-х годов Москва вновь расширила свои границы, появился МКАД, и началась застройка территорий по обе стороны Щелковского шоссе. К югу от магистрали возводился район Северное Измайлово, а к северу планировался район Гольяново. В продолжение 9-й Парковой была проложена Уральская улица, на перекрестке этих улиц со Щелковским шоссе в 1963 году открылась станция метро. Рядом с ней был заложен новый узел столичной транспортной инфраструктуры — автовокзал. 

Строительство Центрального автовокзала. Фотография Евграшина, 1967 г.
Строительство Центрального автовокзала. Фотография Евграшина, 1967 г.

Трехэтажный, прямоугольный объем растянулся вдоль Щелковского шоссе. Вокруг здания были организованы платформы для отправления/прибытия автобусов и автостоянка. В состав комплекса входила автоматизированная мойка машин. 

Архитектура автовокзала сообразно духу времени была функциональной и технологичной. Конструктивной основой здания стал сборный железобетонный каркас. Фасады в уровне первого этажа были решены протяженными козырьками, укрывавшими пассажирские платформы от непогоды. Два верхних этажа были сплошь остеклены: чередование светопрозрачных и глухих поверхностей, рисунок импостов вкупе создавали ритм, который продолжался своеобразным металлическим аттиком в виде вывесок, эмблемы и декоративных решеток. Вывески "Автовокзал" и "Ресторан" имели оригинальный геометричный шрифт. 

Центральный автовокзал. Вид с юго-запада. Фотография В. Титова, 1970-1980-е гг.
Центральный автовокзал. Вид с юго-запада. Фотография В. Титова, 1970-1980-е гг.

Интерьеры автовокзала были также решены в модернистской стилистике, светлыми и лаконичными с применением натурального камня, металла и дерева.

Центральный автовокзал. Интерьер. Источник: журнал "Строительство и архитектура Москвы", №4, 1972.
Центральный автовокзал. Интерьер. Источник: журнал "Строительство и архитектура Москвы", №4, 1972.

Главным украшением автовокзала стало мозаичное панно «Моя Родина» в зале ожидания на втором этаже, выполненное художником-монументалистом Юрием Константиновичем Королевым (1929-1992).

Центральный автовокзал. Интерьер зала ожидания. Вид на мозаику Ю. К. Королева "Моя Родина".
Центральный автовокзал. Интерьер зала ожидания. Вид на мозаику Ю. К. Королева "Моя Родина".

В 1997 году была проведена реконструкция вокзала, в результате которой его облик существенно изменился. В 2017 году здание было снесено. Мозаики Ю. К. Королева удалось сохранить, после реставрации они размещены снаружи нового здания вокзала и ТРЦ. 

О соседних зданиях читайте здесь: