Найти тему

К 100-летию со дня рождения Василия Васильевича Катаняна (21 февраля 1924, Тифлис — 30 апреля 1999, Москва)

Фотография В.В. Катаняна с женой И.Ю. Генс. 1990-е гг. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 120. Л. 4.
Фотография В.В. Катаняна с женой И.Ю. Генс. 1990-е гг. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 120. Л. 4.

В культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» есть эпизод, в котором Женю Лукашина и Галю ждет к себе в гости на Новый год семья Катанян. Рядовой зритель едва ли обратил на это внимание, а вот все причастные к советскому кинематографу понимали, что таким образом Рязанов отметил своего близкого друга и коллегу – режиссера-документалиста и писателя Василия Васильевича Катаняна.

Фотография афиши фильма В.В. Катаняна «Звезды встречаются в Москве», посвященного Московскому международному кинофестивалю 1959 года. 1959 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 9.
Фотография афиши фильма В.В. Катаняна «Звезды встречаются в Москве», посвященного Московскому международному кинофестивалю 1959 года. 1959 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 9.

Кинодокументалистика, увы, почти всегда находится в тени яркого и волнующего художественного кино. Оттого и режиссеры, посвятившие себя этой профессии, редко добиваются такой известности, как их коллеги, снимающие художественные фильмы. Но В.В. Катаняна можно считать исключением из этого правила. Талантливый, требовательный профессионал и глубоко эрудированный, обладавший искрометным чувством юмора харизматичный человек, – он стал неотъемлемой частью эпохи и ее мемуаристом.

Режиссерский сценарий В.В. Катаняна для художественно-документального фильма «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 3. Машинопись, автограф.
Режиссерский сценарий В.В. Катаняна для художественно-документального фильма «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 3. Машинопись, автограф.

Этому немало способствовало происхождение Василия Катаняна и окружение, в котором он рос: его отцом был литературовед, писатель и биограф Владимира Маяковского Василий Абгарович Катанян, матерью – журналистка и певица Галина Дмитриевна Клепацкая. В 1928 году Катаняны переехали из Тифлиса, где родился Василий, в Москву, а в 1937 году отец ушел из семьи к Лиле Брик, с которой у В.В. Катаняна впоследствии сложились дружеские отношения. Общение с многочисленными знакомыми и друзьями Василия Абгаровича и Лили Юрьевны развивало его вкус, любовь к театру, балету и кино, способствовало формированию собственных дружеских связей.

Фотография кадра из художественно-документального фильма В.В. Катаняна «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 12.
Фотография кадра из художественно-документального фильма В.В. Катаняна «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 12.

Несмотря на искреннее увлечение искусством, свою трудовую биографию В.В. Катанян начал на авиационном заводе, куда он устроился в годы Великой Отечественной войны сначала токарем, а затем фрезеровщиком. Но уже в 1944 году он поступил во ВГИК, на режиссерский факультет, в мастерскую Г.М. Козинцева. На одном курсе с ним учились Станислав Ростоцкий, Зоя Фомина, Лия Дербышева, Виллен Азаров. Здесь же, в стенах ВГИКа произошло переросшее в многолетнюю дружбу знакомство Василия Катаняна с Эльдаром Рязановым, который называл друга «личностью высокой человеческой пробы».

Фотография афиши фильма «Майя Плисецкая» на фасаде кинотеатра «Художественны й» в Москве. 1964 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 458. Л. 1.
Фотография афиши фильма «Майя Плисецкая» на фасаде кинотеатра «Художественны й» в Москве. 1964 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 458. Л. 1.

«Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным, – вспоминал позднее Э.А. Рязанов. – Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово “подиум” мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннющие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу».

Творческая заявка В.В. Катаняна на фильм «Музы и пушки». 20 августа 1969 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 19. Авторизованная машинопись.
Творческая заявка В.В. Катаняна на фильм «Музы и пушки». 20 августа 1969 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 19. Авторизованная машинопись.

В положенный срок, в 1950 году, В.В. Катанян выпустился из института с дипломом режиссера игрового кино, но по рекомендации Г.М. Козинцева (который, по воспоминаниям Рязанова, приводил студентам железный аргумент: «Лучше самостоятельно работать и делать фильмы из жизни ткачих или насекомых, чем бегать за бутербродами для постановщика в художественном кино») решил уйти в документалистику. Так его вторым домом на следующие сорок лет стала Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).

Письмо В.В. Катаняна – Л.Ю. Брик и В.А. Катаняну в связи со смертью Эльзы Триоле. 24 июля 1970 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 84. Л. 20. Автограф.
Письмо В.В. Катаняна – Л.Ю. Брик и В.А. Катаняну в связи со смертью Эльзы Триоле. 24 июля 1970 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 84. Л. 20. Автограф.

Уже в 1951 году на экраны вышел его первый полнометражный документальный фильм «Юные спортсмены», а спустя четыре года снятый им «Остров Сахалин» (1954) был включен в программу короткометражных и документальных фильмов Международного кинофестиваля в Каннах. Из Франции он уехал без награды, но в следующем 1956 году получил первую премию на кинофестивале в Брюсселе.

Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик. Март 1989 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 12. Авторизованная машинопись.
Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик. Март 1989 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 12. Авторизованная машинопись.

Трудно найти тему, к которой не обратился бы в своем творчестве В.В. Катанян как режиссер или сценарист: в его фильмографии есть ленты о спорте, советских экспедициях в Антарктиду, республиках СССР, поездках советских лидеров за рубеж, гастролях мировых звезд и кинофестивалях в Москве и многие, многие другие – в общей сложности более 120 документальных и документально-художественных фильмов, а также сюжетов для киножурналов.

Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик (продолжение). Март 1989 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 13. Авторизованная машинопись.
Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик (продолжение). Март 1989 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 13. Авторизованная машинопись.

Но особенно успешными и запоминающимися стали его биографические работы, посвященные известным деятелям культуры, со многими из которых Катанян не просто был знаком, но и дружил: «Сергей Эйзенштейн» (1958), получивший приз на Международном фестивале документальных фильмов в Эдинбурге, «Поль Робсон» (1959), «Всеволод Вишневский» (1960), «Майя Плисецкая» (1964, 1981 – вторая редакция), удостоенный гран-при на Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо, «Аркадий Райкин» (1967), «Композитор Родион Щедрин» (1970), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978), «Анна Ахматова. Листки из дневника» (1988). За еще один фильм – «Партизаны. Война в тылу врага» в составе эпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная» (1978) – В.В. Катанян в 1980 году был удостоен Ленинской премии.

На протяжении всей жизни, с детских лет, Василий Катанян вел дневники, фиксируя в них повседневную жизнь, происходившие вокруг исторические события, впечатления от общения с самыми разными людьми. В конце жизни они вместе с архивами В.А. Катаняна и Л.Ю. Брик, унаследованными им после смерти отца и мачехи, стали основой его воспоминаний и биографических книг о тех, кто был ему дорог. Так, в 1994 году увидела свет его книга «Сережа. Цена вечного праздника», посвященная С.И. Параджанову, в 1997 году – объемные воспоминания «Прикосновение к идолам», в которых он рассказал о своих великих современниках, в том числе, – о Майе Плисецкой, с которой он дружил на протяжении сорока лет, а еще через год – «Лиля Брик, Владимир Маяковский и другие мужчины».

Фотография находящихся на отдыхе в Красной Пахре (слева направо) В.В. Катаняна, Э.В. Абайдуллиной, Э.А. Рязанова. 28 марта 1995 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 399. Л. 10.
Фотография находящихся на отдыхе в Красной Пахре (слева направо) В.В. Катаняна, Э.В. Абайдуллиной, Э.А. Рязанова. 28 марта 1995 г. РГАЛИ. Ф. 3222. Оп. 1. Ед. хр. 399. Л. 10.

Уже после смерти В.В. Катаняна, наступившей после продолжительной болезни 30 апреля 1999 года, всего через два месяца после празднования его 75-летнего юбилея, были опубликованы еще две его книги: в 2000 году вышла переписка Эльзы Триоле с Лилией Брик, которую он готовил сам, а в 2001 году – отрывки из его дневников «Лоскутное одеяло». Подготовку последней книги завершала жена В.В. Катаняна – известный киновед и специалист по японскому кинематографу Инна Юлиусовна Генс, с которой они поженились в 1963 году и были вместе до конца. Предисловие к «Лоскутному одеялу» написал Эльдар Рязанов. Он озаглавил его «Мой первый друг. Мой друг бесценный» и особенно подчеркивал свойственное этой книге и важнейшее для любого произведения мемуарного жанра качество – правдивость: «Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях. […] Я благодарю судьбу, что она одарила меня таким другом. Рассказывая о Василии Катаняне, я хотел передать собственную любовь и нежность к нему и попытаться заставить читателя разделить со мной эти чувства...».

***

Личный фонд Василия Васильевича Катаняна в РГАЛИ – ф. 3222 – состоит из 512 единиц хранения за 1903–2004 годы. Часть своего творческого архива В.В. Катанян передал еще при жизни, в 1997 году. Оставшиеся документы поступили в 2002-2008 годах от его вдовы И.Ю. Генс. Материалы фонда достаточно полно представляют личную и творческую биографию режиссера: это режиссерские и литературные сценарии его фильмов, творческие заявки, фотографии рабочих моментов съемок и кадров, рукописи воспоминаний, статей, обширной переписки, биографические документы и др.

Есть документы В.В. Катаняна и в других фондах архива – в первую очередь, конечно, в ф. 2577 «Брик Лили Юрьевна (1891-1978) – переводчица, ее муж Катанян Василий Абгарович (1902-1980) – литературовед».

К.В.Яковлева, начальник отдела РГАЛИ