Найти тему

КУРЬЁЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: с 25.12.2023 г. в РНП в рамках Закона № 44-ФЗ могут попасть учредители госкорпораций, ППК и других НКО

Оглавление

Уважаемые коллеги!

С 25.12.2023 г. вступил в силу федеральный закон от 25.12.2023 г. № 671-ФЗ. Данным законом подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был изложен в новой редакции, согласно которой в ЕГРЮЛ теперь отображает информация об учредителях , в том числе:

1.государственной корпорации;

2. публично-правовой компании;

3 общественно полезного фонда.

4. автономной некоммерческой организации.

При этом приказом от 9 января 2024 г. N ЕД-7-14/4@ были обновлены формы документов для регистрации юрлиц, предусмотренные приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ ("Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 № 59872).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса РФ государственные корпорации, публично-правовые компании. общественно полезные фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации отнесены к унитарным некоммерческим организациям.

Между тем, в силу прямого указания подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиком включается в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке информация об учредителях унитарных некоммерческих организаций.

Обращаю внимание читателей на то, что эта норма в существующей редакции не учитывает положений федерального закона от 25.12.2023 г. № 671-ФЗ.

В результате сложилась следующая АБСУРДНАЯ СИТУАЦИЯ:

1. Как учредитель государственной корпорации в РНП в рамках действующей редакции Закона № 44-ФЗ может попасть сама Российская Федерация.

Пояснение: в соответствии с частью 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О некоммерческих организациях" учредителем государственной корпорации является Российская Федерация.

2. Как учредитель публично-правовой компании Российская Федерация также может попасть в РНП в рамках действующей редакции Закона № 44-ФЗ.

Пояснение: в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Конечно, читатели могут возразить на то, что навряд ли ФАС России или ее территориальные органы, действующие от имени Российской Федерации, будут включать её в Реестр недобросовестных поставщиков в рамках Закона № 44-ФЗ. Да и ИНН у Российской Федерации отсутствует.

Автор не будет с этим спорить, хотя содержание закона в этой части выглядит очень странным, но при этом обращает внимание на то, что ИНН есть у федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Поэтому эти органы власти вполне могут оказаться в РНП в рамках 44-ФЗ:

3. Федеральные и региональные органы власти, как учредители фондов и автономных некоммерческих организаций.

4. Органы местного самоуправления, как учредители автономных некоммерческих организаций.

Данная ситуация выглядит несколько странно с точки зрения логики и здравого смысла:

- например, непонятно зачем включать в РПН в рамках 44-ФЗ и в ЕГРЮЛ сведения об учредителях государственных корпораций и публично-правовых компаний, если их учредителем выступает Российская Федерация?

Также не менее абсурдно выглядит ситуация и с включением в РНП в рамках 44-ФЗ сведений о государственных органах и органах местного самоуправления, которые являются учредителями некоммерческих организаций:

В связи с этим, по мнению автора, это законодательный курьёз в сфере закупок необходимо устранить путём исключения из содержания РНП в рамках Закона № 44-ФЗ ( сведений об учредителях таких унитарных юридических лиц, отнесенным к органам государственной власти и органам местного самоуправления, публично-правовых образований.

Также автор рекомендует ознакомиться с другими материалами, посвященными изменениям в правилах применения ЕГРЮЛ, которые оказывают влияние на закупочную деятельность:

«ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ»: изменения в правилах ведения ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ, которые влияют на осуществление закупок (223-ФЗ, 44-ФЗ)

«Реестр Ненужных Публикаций»: закупщики установили, как участники закупок легально «обходят» РНП (223-ФЗ, 44-ФЗ)

Автор: Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канале.