Так всё же после 20 мая 2024 года «царь» будет настоящий или нет? Как ни удивительно, но этим вопросом натужно начали заниматься всевозможные комментаторы на Украине.
И «поднялся галдёж и лай».
А вот как по мне, так всё понятно.
Давайте аккуратно посмотрим на то, что препятствует провести выборы Президента. Вроде бы ст. 20 Избирательного кодекса Украины и ст. 19 Закона Украины «О правовом режиме военного положения». Приводить цитаты норм не буду, просто незачем. Да, действительно, там содержится запрет на проведение выборов. Кто по-прежнему не верит, можно посмотреть в сети самостоятельно.
А ст. 108 Конституции Украины устанавливает, что
Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины.
...
Вроде бы из сопоставлений всех указанных выше норм следует, что пока не вступил в должность вновь избранный Президент Украины, В.А. Зеленский будет на полном основании исполнять полномочия президента Украины и после 20 мая 2024 года.
И всё было бы так, если бы не одно маленькое, но чрезвычайно важное «но».
И это «но» состоит в том, что высшей юридической силой обладает именно Конституция Украины, а не её законы. Это не значит, что законы не действуют вообще. Это значит только то, что в том случае и поскольку хоть в чём-то закон противоречит норме конституции, применяется именно норма Конституции, а не противоречащий ей закон. Причём я готов показать больше: даже если бы Конституция Украины имела бы ту же самую силу, что и все законы, то и в этом случае результат был бы тот же.
Дело в том, что согласно указанным статьям законов Украины, действительно, все общегосударственные выборы на территории Украины выборы во время военного положения не могут проводиться. Выборы Президента, действительно, общегосударственные, значит по общему правилу законов выборы Президента проводиться не могут?
А вот и нет! Могут и при том в конкретный день, который прямо сейчас можно назвать. Знаете почему? А ровно потому, что относительно именно выборов Президента имеется в Конституции Украины точное указание на это. При том это указание не обусловлено ничем, ни наводнением, ни ураганом, ни военным положением.
Вот как звучит ст. 103 Конституции Украины:
Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путём тайного голосования сроком на пять лет.
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший тридцати пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение десяти последних перед днём выборов лет и владеющий государственным языком.
Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.
Президент Украины не может иметь другого представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.
Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента Украины.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня прекращения полномочий.
Порядок проведения выборов Президента Украины устанавливается законом.
Итак, согласно нормам ст. 103 Конституции Украины законом устанавливается только порядок выборов, а вот день проведения выборов вообще не зависит и не может зависеть от законов, потому что он прямо назван в нормативном акте, который имеет, во-первых, бóльшую юридическую силу, а, во-вторых, касается не всех вообще общегосударственных выборов, а именно выборов президента Украины. А, как мы знаем, особенное правило всегда превалирует над общим даже при равенстве юридической силы их:
Lex specialis derogat generali.
Но вот что самое потрясающее, так это то, что норму ст. 103 Конституции изменить никак нельзя. В силу ст. 157 Конституции Украины:
Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины.
Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения.
А вот изменить законы можно.
Так что осуществление полномочий президента Украины В.А. Зеленским, если не пройдут в последнее воскресенье марта 2024 года выборы, должно квалифицироваться как узурпация власти, а тот, кто не назначит или будет препятствовать назначению выборов, которые должны пройти в день, прямо указанный в Конституции Украины, будет соучастником государственного преступления даже по ныне действующему законодательству Украины. Причём речь идёт об узурпации власти... вот точно такой же, которая случилась в 2014 году.
Поскольку срок президентства В.А. Зеленского исчисляется с 20 мая 2019 года, то если не будут назначены выборы в конституционный день, то вся президентская власть Украины в полночь на 21 мая 2024 года превратится в тыкву (гарбуз, это если по-украински).
PS Между прочим, это означает, кстати, и то обстоятельство, что никакие переговоры на уровне президента или любого должностного лица Украины, которое получает полномочия от президента Украины, невозможны, так как у этих лиц не будет полномочий. Где бы и как бы они ни проходили. И нашему юристу В.В. Путину (он же юрфак ЛГУ закончил, не так ли?) это надо иметь в виду.