(С) 2014 А.В. Богачев
«Ох, я в Венгрии на рынок похожу.
На немецких на румынок погляжу…
Поживу я, воля божья, у румын.
Говорят, они с Поволжья, как и мы»
Вл. Высоцкий
Слова известной шуточной песни Владимира Высоцкого «Инструкция перед поездкой за рубеж» вынесены в эпиграф настоящей статьи не случайно. Стихи написаны в 1974 году. Так совпало, что в этот же год в Нижнем Прикамье у села Большие Тиганы были открыты и исследованы кочевнические захоронения конца VIII – первой IX века, материалы из которых позволили исследователям обоснованно говорить о том, что в этот период протовенгерские (протомадьярские) племена заселяли обширные пространства Поволжско-Приуральской степи. Именно отсюда начался их многотрудный путь в Центральную Европу.
Высоцкий, прекрасно осведомленнный о том, что Венгерская народная республика уже начала подготовку к празднованию тысячной годовщины обретения Родины, умело использовал в песне свои знания о Поволжской прародине мадьяр, но с поправкой на то, что в голове у ее главного лирического героя – Николая, который «вчера закончил ковку и два плана залудил» – все его историко-географические познания оказались чрезвычайно перепутанными.
Венгры (самоназвание – мадьяры) – угорские племена, заселившие территорию Среднедунайской низменности около 896 г. Константин Багрянородный называет племена неки, мегери, куртигермата, тариана, генах, кари, каси и примкнувших к ним каваров «оторвавшихся от хазар». В Европе, и в частности у соседей – славян, за пришельцами утвердился собирательный этноним оногуры – онгры – венгры. По сообщению Константина Багрянородного, племена венгерской конфедерации в IXв. до появления в Карпатском бассейне жили в местности Ливедии, вблизи Хазарии, а затем в более «западной стороне, в местах, называемых Ателькузу». Ливедия, по мнению многих исследователей, находилась где-то между Доном и Днепром, а Ателькузу – в междуречье Днепра и Прута. Письменные источники сообщают и о древней прародине венгров, называемой Magna Hungaria или Hungaria Maior (прежняя, старая Венгрия). Единственным «очевидцем» старой Венгрии был венгерский монах-домициканец Юлиан, предпринявший в 1235-1236 гг. путешествие на восток с целью найти своих соплеменников, остававшихся на древней родине и обратить их в христианство. Восточных венгров, у которых еще сохранились предания об уходе от них основной массы сородичей, Юлиан отыскал близ реки Этиль в двух днях пути от большого булгарского города. Археологические исследования на Средней Волге и в Южном Приуралье позволили выявить ряд могильников (Больше-Тиганский и др.), по погребальному обряду и инвентарю сопоставимых с памятниками конца IX – первой половины Х в., раскопанными на Дунае на территории современной Венгрии. Могильники венгров расположены на возвышенных местах, преимущественно на холмах. Расположение могил таково, что центральное положение занимают богатые захоронения мужчин-воинов. При преобладании простых по конструкции могильных ям с отвесными стенками, известны и широкие, преимущественно мужские могилы с односторонними заплечиками-ступеньками. Господствующая ориентировка погребенных – головой на запад с небольшими отклонениями. Иногда дно могилы выстилалось досками. Встречается обряд сопровождения умерших погребальной пищей. В изголовье погребенных иногда находят кости (берцовые и позвонки) домашних животных. Важный этнодиагностирующий элемент погребального обряда венгров – применение погребальных масок (или их элементов – наглазников, наротников), сделанных из листового металла. Для венгров характерны поясные накладки в форме полумесяца с шишечками у концов. Бляшки и наконечники поясов нередко декорировались изображением трилистника и ягод, а также животных и, в том числе, фантастических существ. Характерной общей деталью их художественного оформления является своеобразный бордюр в виде цепочки из чередующихся овальных и круглых звеньев. Для древневенгерских комплексов Среднего Поволжья и Южного Приуралья характерна керамика кушнаренковского типа – лепные круглодонные сосуды с высокой шейкой и резной орнаментацией, а также близкородственная кушнаренковской керамика кара-якуповского типа. Основная масса памятников второй половины I тыс. с такого рода керамикой исследована на территории современного Башкортостана. А истоки этой керамической традиции исследователи находят в культурах лесостепного Прииртышья и Южного Зауралья эпохи раннего железного века. Судя по материалам Танкеевского могильника на территории Татарстана, Кушулевского могильника, на территории Башкортостана, не все протовенгерские племена ушли с территории magna hungaria. Часть из них осталась и приняла участие в сложении населения и культуры Волжской Болгарии.
На территории Самарского края исследовано несколько комплексов конца VIII – IX вв., которые не без основания можно связывать с культурой протовенгров.
В 1975 г. на песчаной дюне близ разъезда Немчанка Борского района Самарской области местными жителями были собраны вещи, происходившие из двух разрушенных погребений (Матвеева, 1977. С. 56).
Следует также отметить публикации отдельных погребений VIII – IX вв. – Палимовское (Перепелкин, Сташенков, 1996), Лебяжинка (Сташенков, Турецкий, 1999), Просвет (Багаутдинов, Богачев, Зубов, 2006) – этнокультурная идентификация которых рядом исследователей связывается с протовенграми. В частности, говоря об урало-поволжской части мадьярского пути на запад «по южной границе волго-уральской лесостепи, вдоль левого берега Волги» (Иванов, 1996. С. 196), профессор В.А. Иванов опирается на ряд типологически близких погребений (Ромашинское, 116 км г. Куйбышева, Немчанское, Луговское).
По мнению Д.А. Сташенкова в этом же контексте следует рассматривать находки (оружие, предметы конской упряжи) сделанные во время строительных работ на 23-24 км г. Самары, поступившие в 2007 – 2011 гг. в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. «Большая часть предметов из уже известных и публикуемых комплексов Самарского Поволжья находят аналогии как в материалах Больше-Тиганского и Танкеевского могильников на территории Татарстана, так и в комплексах эпохи "обретения родины" на территории Венгрии. В свете новых данных представляется весьма вероятным, что территория Самарского Поволжья входила в зону традиционных кочевых маршрутов мадьярских племен. Можно предположить, что после ухода основной части венгерского населения на Запад в первой половине IX в. в регионе остались небольшие кочевые коллективы, которые занимали пастбищные угодья в низовьях и в среднем течении Самары. Затем территории мадьярских кочевий постепенно отодвигаются к северу от Самарского региона» (Сташенков, 2012. С. 96).
О том, что и Самарское Поволжье в VIII веке было зоной взаимодействия праболгар и протовенгров, говорит находка в одном из комплексов (к. 37, п.1) Брусянского II могильника на Самарской Луке классической караякуповской посуды (Багаутдинов, Богачев, Зубов, 1998. Табл. LVI, 5,7).
В конце VIII – первой половине IX в. мир ранних болгар Среднего Поволжья и мир венгров Прикамья территориально практически сомкнулись. А позднее ранние болгары и часть оставшихся в регионе венгров приняли «участие в сложении населения и культуры Волжской Булгарии, о чем достаточно красноречиво свидетельствуют материалы Танкеевского и Тетюшского могильников второй половины IX – X в.» (Халикова, 1976. С. 155).
Литература:
Багаутдинов Р.С., Богачев А.В., Зубов С.Э. Праболгары на Средней Волге (у истоков истории татар Волго-Камья). Самара: «Полдень. XXII век», 1998. – 286 с.
Багаутдинов Р.С., Богачев А.В., Зубов С.Э. Средневековые комплексы могильника Просвет I // Вопросы археологии Поволжья. Вып. 4. – Самара, 2006. – С. 400–410.
Иванов В.А. Урало-поволжская часть мадьярского пути на Запад // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Материалы Международной археологической конференции. Самара, 14-17 ноября 1995 г. – Самара: СОИКМ, 1996. – С. 192-198.
Матвеева Г.И. Погребения VIII–IX вв. у разъезда Немчанка // Древности Волго-Камья. – Казань: КНЦ АН СССР, 1977. – С. 52–56.
Перепелкин С.Б., Сташенков Д.А. Палимовское погребение // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Материалы Международной археологической конференции. Самара, 14-17 ноября 1995 г. – Самара: СОИКМ, 1996. – С. 199-207.
Сташенков Д.А. Новые археологические исследования на территории города Самары. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2012. – 136 с.
Сташенков Д.А., Турецкий М.А. Погребение эпохи раннего средневековья у хутора Лебяжинка (к вопросу об этнокультурной ситуации в Самарском Поволжье в IX в.) // Вопросы археологии Поволжья. Вып. 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 289-301.
Халикова Е.А. Ранневенгерские памятники Нижнего Прикамья и Приуралья // СА. – 1976 – № 3. – С. 141–156.