Многие театроведы ставят Чехова и Ибсена рядом, поскольку они работали в общем идейном драматургическом поле. Тем не менее, в современных исследованиях связь Ибсена и Чехова недостаточно изучена и актуализирована. Между тем, два великих драматурга имели много общих черт, что целесообразно отразить в исследованиях драматургии на уроках литературы в школе.
Чеховская драматургия не имела при жизни автора такого широкого успеха, каковой имела драматургия Ибсена. Многие современники не относили чеховские пьесы к типу «новой драмы». Со временем, однако, Чехов получил драматургическую известность и чеховское влияние на современную мировую театральную культуру признается повсеместно.
В классической драме «драматический характер сам создает свою судьбу, благодаря особенностям своей цели, которой он хочет достигнуть в полноте коллизий среди данных и созданных обстоятельств… Драма объективно обнажает внутреннее право действовать…». Чеховское имя обозначило тот рубеж, с которого началась русская драматургия XX века. Чехов достаточно своеобразный автор, и для него важнейшей задачей в творчестве являлась деконструкция образа человека. Параллельно определялись и антропологические научные подходы. У Чехова в этом плане действительно реализовывается именно антропологическая позиция.
Круг проблем, определяемых Чеховым, мир чеховских пьес с его спецификой, героями, укладом, характерами – очень национальны, однако, уже Бернард Шоу, который также являлся поклонником и последователем Генрика Ибсена, писал: «…В типично русских пьесах Чехова отразилась жизнь усадеб всех европейских стран».
Единство поэтики и проблематики чеховской и западной драматургии является во многом естественной: чеховская драма, равно как и западная, связаны с актуальными тенденциями развития театра и драмы с одной стороны и социально-общественными явлениями, общими для России и Запада с другой. Тревожные предчувствия, социальные сдвиги, новые идеи, демократические изменения, фаталистические концепции мира – все это было характерно для общества того времени, как российского, так и западного. Это позволяет обеспечить объединение некоторых произведений отечественной и зарубежной литературы при исследовании драматургии в школе.
[1] ГегельГ.В.Ф.Сочинения: Т. 14: Лекциипоэстетике. Кн. 3. – М.; Л.: Гос. изд-во,1958. – С. 254
[2] Шах-АзизоваТ.К. А.П. Чеховизападноевропейскаядрамаеговремени. М.: Наука, 1966, С.79