Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники — ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца. - И. Бродский "Письма к римскому другу"
В 8м году н. э. произошло знаковое для мировой культуры событие. Знаменитый римский стихотворец Овидий был отправлен императором Октавианом Августом в ссылку.
И не куда-нибудь в цивилизованную Грецию, а на дикие берега Черного моря, в Румынию.
Скажем прямо, и сейчас Румыния - далеко не списке топовых туристических направлений. Что уж говорить про времена Овидия.
Что же натворил творец, чтобы угодить в Румынию?
Сам он намекает, что пострадал "за стихи и ошибку". Но вот о характере ошибки можно только догадываться - принято считать, что это была интрига, связанная с социально безответственной внучкой Августа, Юлией мл.
Событие это полностью изменило творчество Овидия и впоследствии создало целый жанр - "Гонимый творец в ссылке".
Особенно жанр был любим (и это совершенно не удивительно) в нашей стране.
И знаете что... Увидела я тут недавно ТАКОЕ - от чего буквально чаем поперхнулась.
Оказывается, в научных кругах давно ходит и весьма популярна теория, что ОВИДИЙ НИКОГДА НЕ БЫЛ В ССЫЛКЕ. А его стихотворные стенания и страдания - это просто творческий вымысел.
Боль не покинет меня, пока меня жизнь не покинет.
Тот, кто страданьем томим, раньше страданья умрет.
Помощи — если ее я достойным могу оказаться —
Мне приходится ждать лишь от всесильных богов.
- Овидий "Письма с Понта"
Каковы же аргументы автора теории?
1. Самый главный аргумент в том, что все прямые упоминания о ссылке Овидия, как о факте, находятся в источниках, созданных спустя столетия. А вот среди современников или около-современников поэта никто ничего конкретного не говорит. Странно, да?
2. В те времена римские описания диких "скифских берегов" уже существовали и были доступны Овидию.
3. К моменту создания "Писем с Понта" пути Овидия, как реального человека, и Овидия-лирического героя, уже окончительно разошлись.
И если творец должен страдать... Кто говорит, что он должен страдать В РЕАЛЬНОСТИ? Почему бы не создать образ страданий?
Честно говоря, мне очень трудно поверить в подлинность этой теории.
Но если даже на минутку предположить, что это правда, получается максимально смешная и постмодернистская история.
Сидит, значит, Овидий в своем шикарном доме на Палатине. Залипает на танцы наложниц. Опивается фалернским. Закусывает миногами и устрицами. И пишет
Знаю, что я заслужил наказанье еще тяжелее,
Но тяжелей, чем мое, вынести я бы не смог.
Здесь я отдан врагам, постоянным опасностям отдан,
Вместе с отчизной навек отнят покой у меня.
Жала вражеских стрел пропитаны ядом гадючьим,
Чтобы двоякую смерть каждая рана несла.
Всадники, вооружась, у стен испуганных рыщут —
Так же крадется волк к запертым овцам в хлеву.
Здесь, если лук тугой изогнут и жилою стянут,
Принято никогда не ослаблять тетиву.
В кровли вонзившись, торчат частоколом на хижинах стрелы,
И на воротах засов в прочность не верит свою.
Этого мало: нигде ни деревца нет, ни травинки,
И за ленивой зимой вновь наступает зима.
При этом сатрапу Августу, "виновнику" этих поэтических страданий, остается только почесывать лысину и пучить глаза.
И тихо материться, встретив румяного, упитанного страдальца на Форуме.
А что тут сделаешь? Это ведь выдуманный Август отправил выдуманного поэта в выдуманную ссылку за выдуманное преступление.
Свобода творчества, она такая.
Жаль только, что глупые потомки (и тираны, и поэты) восприняли все всерьез.