Найти тему
Шкатулка с историями

Фейковые муки творческой интеллигенции

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники — ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца. - И. Бродский "Письма к римскому другу"

В 8м году н. э. произошло знаковое для мировой культуры событие. Знаменитый римский стихотворец Овидий был отправлен императором Октавианом Августом в ссылку.

И не куда-нибудь в цивилизованную Грецию, а на дикие берега Черного моря, в Румынию.

Скажем прямо, и сейчас Румыния - далеко не списке топовых туристических направлений. Что уж говорить про времена Овидия.

Что же натворил творец, чтобы угодить в Румынию?

Сам он намекает, что пострадал "за стихи и ошибку". Но вот о характере ошибки можно только догадываться - принято считать, что это была интрига, связанная с социально безответственной внучкой Августа, Юлией мл.

-2

Событие это полностью изменило творчество Овидия и впоследствии создало целый жанр - "Гонимый творец в ссылке".

Особенно жанр был любим (и это совершенно не удивительно) в нашей стране.

И знаете что... Увидела я тут недавно ТАКОЕ - от чего буквально чаем поперхнулась.

Оказывается, в научных кругах давно ходит и весьма популярна теория, что ОВИДИЙ НИКОГДА НЕ БЫЛ В ССЫЛКЕ. А его стихотворные стенания и страдания - это просто творческий вымысел.

Боль не покинет меня, пока меня жизнь не покинет.
Тот, кто стра­да­ньем томим, рань­ше стра­да­нья умрет.
Помо­щи — если ее я достой­ным могу ока­зать­ся —
Мне при­хо­дит­ся ждать лишь от все­силь­ных богов.
- Овидий "Письма с Понта"
-3

Каковы же аргументы автора теории?

1. Самый главный аргумент в том, что все прямые упоминания о ссылке Овидия, как о факте, находятся в источниках, созданных спустя столетия. А вот среди современников или около-современников поэта никто ничего конкретного не говорит. Странно, да?

2. В те времена римские описания диких "скифских берегов" уже существовали и были доступны Овидию.

3. К моменту создания "Писем с Понта" пути Овидия, как реального человека, и Овидия-лирического героя, уже окончительно разошлись.

И если творец должен страдать... Кто говорит, что он должен страдать В РЕАЛЬНОСТИ? Почему бы не создать образ страданий?

-4

Честно говоря, мне очень трудно поверить в подлинность этой теории.

Но если даже на минутку предположить, что это правда, получается максимально смешная и постмодернистская история.

Сидит, значит, Овидий в своем шикарном доме на Палатине. Залипает на танцы наложниц. Опивается фалернским. Закусывает миногами и устрицами. И пишет

Знаю, что я заслу­жил нака­за­нье еще тяже­лее,
Но тяже­лей, чем мое, выне­сти я бы не смог.
Здесь я отдан вра­гам, посто­ян­ным опас­но­стям отдан,
Вме­сте с отчиз­ной навек отнят покой у меня.
Жала вра­же­ских стрел про­пи­та­ны ядом гадю­чьим,
Чтобы дво­я­кую смерть каж­дая рана нес­ла.
Всад­ни­ки, воору­жась, у стен испу­ган­ных рыщут —
Так же кра­дет­ся волк к запер­тым овцам в хле­ву.
Здесь, если лук тугой изо­гнут и жилою стя­нут,
При­ня­то нико­гда не ослаб­лять тети­ву.
В кров­ли вон­зив­шись, тор­чат часто­ко­лом на хижи­нах стре­лы,
И на воротах засов в проч­ность не верит свою.
Это­го мало: нигде ни дерев­ца нет, ни тра­вин­ки,
И за лени­вой зимой вновь насту­па­ет зима.

При этом сатрапу Августу, "виновнику" этих поэтических страданий, остается только почесывать лысину и пучить глаза.

И тихо материться, встретив румяного, упитанного страдальца на Форуме.

А что тут сделаешь? Это ведь выдуманный Август отправил выдуманного поэта в выдуманную ссылку за выдуманное преступление.

Свобода творчества, она такая.

Жаль только, что глупые потомки (и тираны, и поэты) восприняли все всерьез.