Найти в Дзене

Знаменитая балхарская керамика на выставке «Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века».

Аул Балхар расположен в горной долине на высоте более 1600 метров над уровнем моря, в 134 километрах к юго-западу от Махачкалы. Издавна селение славилось своей гончарной посудой. Традиционно этим ремеслом занимались исключительно женщины. До сих пор мастерицы трудятся, используя тот же метод, что и века назад: на простейшем ручном гончарном круге «жюлла» сосуд формируется жгутным методом. Слой за слоем вырастает тонкостенный, крутобокий сосуд для взбивания масла или изящный водолейный кувшин с тонким длинным носиком. Ещё необожжённое, чуть подсушенное изделие тщательно разглаживается и шлифуется лощилом – гладким камушком или специальной палочкой. Так изделие приобретает крепкость и водонепроницаемые свойства, а также блестящую фактуру после обжига.

Также лощение используют и как художественный приём, «затирая» отдельные части сосуда узорами. Особую характерную орнаментальность придаёт балхарским изделиям роспись ангобом – разведенной до жидкого состояния глины белого и красного цвета. Кружевной вязью «чучаби» на поверхности проявляются растительные и геометрические орнаменты. После обжига глиняный черепок приобретает розовато-терракотовый оттенок с отдельными чёрными подпалинами. Обжиг происходит в большой печи «чара» со сводчатым куполом. Загружать печь доверяют самой опытной мастерице. Каждый сосуд помечается особой авторской меткой на горле. Всего известно более шестидесяти видов традиционных балхарских изделий. Все сосуды отличаются формой и утилитарным назначением и имеют своё местное название. Самые распространённые типы сосудов – «Урша» (для хранения воды), «Кунари (для омовения), «Кучча» (подойник) и другие.

-3

Игрушки практически всегда сопровождали гончарный промысел. Однако, в Балхаре их изготовление началось только в 1960-е годы. Мастерицы создают как отдельные фигурки животных, окружающих их (ослик, лань, горный козёл), так и целые многофигурные композиции, подробно повествующие о повседневной жизни горцев («купание буйвола», «балхарки за работой», «по горным тропам»). Особую любовь к многофигурным композициям питала известная мастерица Зубайдат Умалаева. В её работах можно прочесть историю, увидеть узнаваемые и характерные черты быта земляков. По примеру посуды игрушки также украшаются ангобным орнаментом, что делает балхарскую керамику узнаваемой.

Ждём вас на выставке «Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства.

Делегатская, 3