Найти тему

Последний Народный артист СССР. К 80-летию артиста

Вот уже почти 15 лет нет с нами обаятельного Волшебника Олега Янковского. Без него трудно представить советский кинематограф. Думаю, миллионы советских женщин были влюблены в него, в его улыбку и магнитическое обаяние.

23.02 1944 - 20.05.2009
23.02 1944 - 20.05.2009

Пусть сегодня о себе скажет сам Олег Иванович.

Но сначала о том, как его впервые увидел режиссёр Сергей Соловьев.

«Коль, а кто это был, который перед Любшиным стоял и первый сосиску съел?» Он говорит: «Его Басов где-то откопал, это такое сильно молодое дарование, но шухера вокруг него очень много». А я говорю: «Какого шухера?» — «Ну шухера большого, потому что Басов снимает сейчас пятую серию „Щит и меч“». Я говорю: «Как? Пятисерийную?» Мне это в голову не могло прийти, потому что две серии — это очень много, а три — это вообще уже можно спятить с ума. А тут пять! Он отвечает: «Да, пять серий». Я говорю: «А он чего делает?» — «А он там играет главную роль во всех пяти сериях». Я только и смог сказать: «Ничего себе…»

Щит и меч. 1968 г
Щит и меч. 1968 г

В маленькой брошюре, посвящённой Янковскому, больше всего воспоминаний о картине "Анна Каренина". Судьба картины сложная. Начали снимать, потом денег не хватило, через 15 лет прдолжлили. А вот премьеру Янковский не увидел. Хотел вместе со зрителями, но не успел.

Каренин
Каренин

"Но всем, кому я сказал, что буду пробовать Олега на роль Каренина, говорили, что все это несерьезно. Ну не серьезно! Ну какая дура от Олега Ивановича Янковского уйдет к кому-то…"

В каждой роли он все равно остался красив, статен.

Как точно сказал о Янковском Григорий Горин после фильма "Дракон"

Как Олега ни уродуй,
Нам не совладать с природой…
Зубы вставь, скриви два глаза —
Все равно красив, зараза!..

***

А теперь слово артисту. Материал взят из книги Юрия Крылова "От «А» до «Я». Александр Абдулов и Олег Янковский".

О ПРОФЕССИИ.

Но все-таки мой выбор – это дело случая. Актриса, игравшая подростка в пьесе А. Салынского «Барабанщица», внезапно заболела, и я вместо нее вышел на сцену Минского театра драмы, где работал в труппе мой брат. Мне было 14 лет, и я жил тогда в Минске у брата Ростислава – учился там в школе. С того вечера все и началось… Запах декораций, кулис, театральная атмосфера буквально завораживали меня. И выбор был сделан – только театр!

Я поступил в Саратовское театральное УЧИЛИЩЕ. Я думаю, что периферия – это вообще неплохо для молодого человека. Москва – жесткий и жестокий город, который совсем по-другому воспитывает. А уют размеренной, спокойной периферии был для меня полезен.

Памятник Янковскому в Саратове. Из личного архива наших путешествий
Памятник Янковскому в Саратове. Из личного архива наших путешествий

О ВНЕШНОСТИ.

Сначала я белогвардейца ("Служили два товарища" должен был играть – в мундире, в погонах (эту роль в фильме замечательно сыграл Высоцкий). Но сценаристы Фрид и Дунский сказали Карелову: ну уж нет, такие глаза мы белогвардейцу не отдадим. А вот эти самые глаза – это от формирования в Саратове было.

Служили два товарища.
Служили два товарища.

О МАРКЕ ЗАХАРОВЕ

Значение школы Захарова я не переоцениваю: именно этот режиссер позволил мне почувствовать все возможности моих нервных струн. Вскоре он доверил мне участие в спектакле «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») по пьесе М. Шатрова, и эта работа стала для меня принципиальной – я сыграл роль Ленина, да еще без грима…

Но театр, созданный им, существует. И у нас не будет другого режиссера. В БДТ главным режиссером оставался Товстоногов, у актеров «Современника» – Ефремов, на Таганке – Любимов. Можно еще долго перечислять. Привыкаешь к почерку, к стилистике, к тону диалога режиссера и актера. У нас с Захаровым все это сложилось. Мы постарались дать нашему театру максимум своей творческой энергии.

О ОТНОШЕНИЯХ С ВЛАСТЬЮ

Меня не воспитывали как диссидента. Против власти в нашей семье никто не шел. То, что отец был репрессирован, тщательно скрывалось. Мама и бабушка были достаточно напуганы и оберегали нас. Но у меня-то в памяти остался арест отца. Это было на моих глазах.

Когда мы с братьями уже совсем взрослыми стали, мама призналась, боясь всего и вся, что у нас от дедушки есть какие-то сбережения в швейцарском банке. Правда, к тому времени за долги эти вклады исчезли, так что мы не разбогатели…

О СЫГРАННЫХ ГЕРОЯХ

Когда я был моложе, журналисты очень любили задавать вопрос: «Какова ваша тема в искусстве?» Каждый считал едва ли не своим долгом об этом спросить. Я всегда боялся этого вопроса, ведь тему вместе с институтским дипломом не выдают… Но если бы меня спросили об этом сейчас, я бы, наверное, ответил так: тема личности, которая рождает идею. Тема личности, которая может влиять на других людей.

Тот самый Мюнхгаузен
Тот самый Мюнхгаузен

Мне близка тяга моих героев к бескорыстию, чистоте, доброте, справедливости – одним словом, к идеалу человека. Взять хотя бы Мюнхгаузена – с детства мы знаем его как безбожного враля и хвастуна. И вдруг оказывается, что именно он знает о жизни настоящую правду: как верить, как мечтать, как любить.

И романтический героизм Мюнхгаузена, который улыбался, поднимаясь по лестнице, и говорил: улыбайтесь, господа, улыбайтесь! – зная наверняка, что сейчас погибнет, мне интереснее, чем героизм Шварценеггера или Сильвестра Сталлоне.

О ЗВАНИИ НАРОДНОГО

В Париже я узнал, что подписан указ о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним… К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, я даже позволил себе шутку на эту тему:

С кого начинали, товарищи, а кем закончили!

О РЕКЛАМЕ

Мне предлагали за хорошие деньги рекламировать «Вольво». Я не стал этого делать по одной причине: никого не осуждая, я решил для себя не опускаться до такого заработка. Поскольку судьба подарила мне немного другую жизнь, чем многим моим коллегам, другие полеты во сне и наяву, я не хотел разрушать свои взаимоотношения с моим зрителем, с моими поклонниками.

Как говорила Раневская: «Деньги проешь, а стыд останется».

О ЗАГРАНИЦЕ

Подсознательно мы чувствовали, что за границей совсем другая жизнь. А самое большое потрясение от капитализма я получил, когда снимался у Тарковского в «Ностальгии» – на полгода шикарные отели, Рим, Флоренция… Всякий раз по возвращении из-за границы у меня жуткая депрессия была. Думаю, что не только у меня. Когда въезжаешь в темную Москву, грязную, с пустыми магазинами, какая ностальгия?

Обида была: почему у нас так все нелепо и скудно?

Но мысль уехать из страны меня даже не посещала…

О СЕМЬЕ

Для меня дороже творчества, сильнее, ближе – семья, очаг, сын, внуки. Другой вопрос, что мне повезло, моя семья, и в частности супруга, помогает мне состояться в моей профессии. И я был бы очень несчастен, если бы у меня отняли возможность заниматься любимым делом. Но родные люди все же важнее… Сегодня я постоянно ощущаю за спиной свой род: сын, внук, внучка…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Наверное, если бы не наша профессия, у нас было бы больше детей. А сын у нас хорошим получился. Я благодарен Филиппу и Оксане за то, что они позволили себе такую замечательную роскошь и подарили нам счастье, заведя двоих детей – мальчика и девочку.

О СЕБЕ

Бывает, журналисты задают мне вопрос: а какой вы в обычной жизни, в быту? Попробую ответить.

Если внешне – довольно высокий, рост у меня 182 сантиметра, но, поскольку пропорционально сложен, кажусь на все 190. Походка легкая, стремительная, чуть пружинящая. Глаза серые, со смешинками, улыбка чуть ироническая. Говорят, фотогеничен…

Материал из книги Соловьева
Материал из книги Соловьева

О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ И ОБ ОТДЫХЕ

Я люблю дачу. Обожаю стричь газон, а потом сидеть в кресле-качалке и пить кофе… Конечно, люблю бывать за границей, мы часто выезжаем с женой в другие страны. Мне всегда уютно в Италии. Еще я без ума от Парижа. Люди и там, и там разные совершенно, и тут я на стороне итальянцев – они более открытые, но и во Франции все равно хорошо. Люблю просто сидеть на центральной площади в Венеции или Париже и наблюдать за нравами – это самое любимое мое времяпрепровождение. И какие-то мысли хорошие посещают, какой-то покой разливается. А может, и актерская работа в этот момент идет. Но долго отдыхать все равно не могу…

Светлая память!

Спасибо за внимание.

О Наталье Гундаревой

Об Инне Чуриковой