Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Гарри и Меган. Проблема расизма и травли. Комплекс козла отпущения

Наверное, очень нелегко поднимать темы, которые сильно откликаются тебе самому лично. Гораздо проще вдохновлять, вселять надежду, воодушевлять, оставляя за кадром массу всего, с чем самому терапевту приходится сталкиваться.

Вряд ли у меня получится сейчас сказать всё то, что мне бы хотелось сказать по проблеме травли, расизма и ксенофобии.

Пара принц Гарри и Меган Маркл ещё до просмотра сериала о них нравилась мне искренностью их чувств, которая была видна на всех их фотографиях.

До просмотра буквально на днях сериала «Гарри и Меган», 2022, я была не в курсе о масштабах травли и необоснованной ненависти.

Конечно, мне самой доводилось видеть и у нас в интернет-пространстве множество подобных публикаций. Но как психолог и просто как человек, который также за свою жизнь неоднократно сталкивался с проявлениями расизма, масштаба трагедии не понимаешь, пока не находишься внутри неё.

В аналитической психологии травлю связывают с комплексом козла отпущения, и в русской озвучке также звучат слова о том, что Меган сделали козлом отпущения.

Это очень сложная, архаичная динамика, выходом из которой, конечно, всегда является проживание драматичного изгнания и затем образование нового порядка из хаоса тяжелейших внутренних переживаний и образование даже буквально нового «королевства», свободного от прежних преступных посягательств и различных видов насилия или травли.

Люди, которые стали жертвами травли, могут, подобно Гарри и Меган, сделать борьбу с ценностями гонителей жертв комплекса козла отпущения делом своей жизни, формулируют свою собственную систему ценностей и выбирают делом своей жизни, как очень глубоко переведено в сериале, «служение», служение добру, служение в виде борьбы за справедливость, равноправие и уважение человеческого достоинства.

О том, что всё действительно так плачевно и драматично, как показано в сериале, можно понять, просто выйдя на улицу и сев в общественный транспорт в провинциальном городке в России, никого не трогая, а просто совершая, например, звонок по телефону из общественного транспорта и слыша, как минимум, что «понаехали тут». Со школьных лет можно слышать определения себя как «черномазой» и «обезьяны», приходя даже платно на приём к врачу можно слышать, что ты будто бы из «сборной Бразилии», а в каких-то менее интеллектуально развитых кругах можно сталкиваться с именованием тебя «цыганкой, торгующей на рынке» и так далее. И это лишь краткий перечень того, с чем я сталкивалась непосредственно в своей жизни.

Начиная с детского сада ребёнок «смешанного происхождения», как это именуется в сериале «Гарри и Меган», постоянно сталкивается с тихой или явной травлей, унижениями его человеческого достоинства, трусостью и бездействием воспитателей и педагогических работников, классных руководителей, и это хорошо ещё, если не с явным разжиганием и поощрением травли.

Конечно же, травле может подвергнуться любой ребёнок, любой человек, кто хоть чем-то отличается от большинства преимущественно в формальной (то есть сформированной большим социумом вынужденно) социальной группе. Однако, дополнительный акцент мне бы хотелось сделать именно на проблеме травли на почве расизма.

Множество моментов сериала «Гарри и Меган» и приведённые мною выше коротко конкретные примеры показывают, что в душе человека, подвергающегося травле, проявлениям расизма, очень много отщепленной ярости и бессилия этому противостоять.

Часто это такой неисчерпаемый колодец очень сильной боли, который, если уж разверзся в душе человека, так или иначе до конца не затянется никогда.

Конечно, самой здоровой позицией при столкновении на собственном опыте с проекцией коллективной Тени (то есть при приписывании тем или иным людям самых низших качеств, всех «смертных грехов», всего худшего, что только может быть в человеке) является позиция отделения своей реальной, ничтожной ответственности за всё происходящее от позиции патологической неизбывной вины, бесконечного стыда и самоуничижения.

Признание того, что коллективное зло, даже точнее сказать, коллективная злоба, слепая, беспричинная ненависть и стремление к уничтожению, к сожалению, всегда были, есть и будут, и жертвами её в различные времена становились целые нации (холокост по отношению к еврейскому населению, множество случаев геноцида в 20 и в 21 веке, до этого к геноциду как таковому обычно не прибегали, он заменялся ассимиляцией и обложением данью покорённых народов, лишением их государственной, культурной и языковой автономии), что уж говорить об отдельных людях. Отделение своей идентичности, от того «монстра», «обезьяны», «ненормального» или «невыносимого» человека, который рисуется буллерами.

Но, к сожалению, это никогда не проходит бесследно для психического, а порой и физического здоровья человека, каким бы сильным он ни пытался быть.

И эти последствия могут включать депрессию, суицидальные мысли и попытки, аутоагрессию в любых формах (в форме селфхарма, физических зависимостей, рискованного сексуального поведения, вступления в деструктивные созависимые отношения и невозможности выйти из них, наличие любых видов абьюза в партнёрских отношениях), психологические и соматические проблемы в области репродуктивного здоровья.

А также проблемами могут быть трудности в сфере профессиональной и творческой реализации, хотя такие люди обычно одарены глубоким внутренним светом, а их эмоциональный диапазон и опыт, который они пережили, при снижении депрессии может стать неиссякаемым источником творческих идей, любых видов помощи, волонтёрства, социального служения.

Депрессивно-мазохистический радикал личности в данном случае не так плох, как о нём могут судить, а является в своей глубине источником волонтёрства, благотворительности, филантропии и гуманизма.

Солопанова Мария Александровна, психология и психотерапия онлайн (Skype, Zoom, b17.ru, Whatsapp), Курск очно, +79606757337 (Whatsapp, Telegram, Viber).

Автор: Солопанова Мария Александровна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru