. Как и положено темнеет рано. Я понял, почему местные любят придаваться медитации или хотя бы размышлениям в какой-нибудь загадочной позе. А чем ещё заняться, говорящего-то ящика нет и магазинов со спиртным тоже. Так и живут.
Наши, особенно отчаянные, а может и отчаявшиеся к этому стремятся. И вот пример.
Есть Мурманская область и есть буддизм. Что общего? И где точки соприкосновения? Ну, конечно если кота Шанти в расчёт не брать, т.к. он сама философия и созерцание.
Начну с простого. На повороте в Апатиты с федеральной трассы и между Кировском и теми же Апатитами установлены субурганы или чортены, в тибетском стиле.
Раньше, когда всё только начиналось, в них закладывали реликвию - волос, зуб, кость и пр. запчасти от Будды. Сейчас, как правило, книжку с учениями.
Верующие в знак почитания обходят их по часовой стрелке.
Вот такие штуки появились и у нас. Многие знакомые спрашивали:
- Что это такое?
- Почему это здесь?
- Когда нашествие инопланетян начнётся?
Вот тут наступал мой звёздный час, чтобы с дрожью в голосе поведать сакральный смысл, ну и заодно похвастаться своими приключениями в Азии.
А ещё есть Дальние Зеленцы, посёлок на берегу Баренцева моря. Там заканчивается дорога на север.
И вот, на выезде с этого населённого пункта - дачи созерцателей и картофелеведов (кто не знает Веды - индуистские священные писания). На территории одной из них я заметил "коней ветра" - тибетские флажки с мантрами. Ветер их колыхает, молитвы устремляются в небеса.
Есть, конечно, отдельные верующие, хотя с другой стороны, как можно верить в философию?
А самое основное буддийское направление Мурманской области - это места для созерцаний и медитации, где можно успокоить свой ум. Они везде - в лесу, верхом на горе, на берегу моря, в тундре среди оленей или дома, наблюдая за котом.
Север же и длительная полярная ночь.
Четыре утра, шорох ног по каменистой мостовой в сторону главного молельного зала, утренняя медитация.
Но нам в противоположную сторону, на поиски самого главного ритуала всей жизни.
Мы отправляемся в самую тайную комнату, которая есть на этой земле. Находим самый старый храм, спускаемся в подвал. Страшный вой, удары в барабан, чучела волков на стенах с окровавленными клыками из пасти, ужасные маски с гнойными глазами среди тханок.
Сидит монах, читает мантры, переливает воду из священных чаш, в дыму благовоний свет продирается от двух лампад. Тени, кругом тени. Сердце рвется от ужаса, ноги подгибаются на колени.
Мы падаем на колени. Слушаем минут тридцать подвывания, слегка потряхивает от страха, а главное от непонимания, что делать. В результате собрался с духом, протягиваю руку главному солисту подвального театра, шепчу, постепенно прибавляя громкость:
- Protection! Protection! Protection!
Сквозь туман в мою сторону бросается безумный взгляд. Думаю – приехали! Пора валить.
Машет мне гад правой рукой – ползи ближе. На четвереньках, забывая дышать, крадусь. Протягиваю руку. От куда-то достается веревочка и обматывается вокруг запястья, а мантры ни на секунду не умолкают. Даю задний ход, не разворачиваясь, копилкой вперед двигаюсь в сторону выхода из норы.
Рассвет, лучи солнца показались над горизонтом и не было ничего приятней, вдыхаемого воздуха утреней свежести.
Суть действа. Монахи по очереди каждую ночь, один на один со всеми чудищами читают мантры, в надежде защитить землю тибетскую от злых духов. Ну и я, как бы в невзначай, т.е. на шару заполучил впечатлений массу и ниточку на руке.