В предыдущих статьях говорилось о том, что у подростков повышенная эмоциональная реактивность. Им необходимо подпитывать себя яркими эмоциональными событиями. Но подростки ещё слабо разбираются в своих эмоциях и стремятся ограничить их внешнее проявление.
А что с интеллектом подростка? Если подросток сначала делает, а потом думает, то он глуп?
Дело в том, что интеллектуально подросток достаточно часто в чём-то превосходит взрослых. И это важный ресурс, который недооценивается. В этом возрасте у подростка формируется формально-операциональный интеллект - "логика взрослого".
по Пиаже) [лат. formalis; operatio — действие, дело; intellectus — разумение, понимание] — последний, завершающий период операционального развития, начинающийся с 11—12 лет и приводящий к состоянию «полного равновесия» в 14—16 лет, когда, по Пиаже, операциональное развитие завершается и у ребенка формируется «логика взрослого».
Возрастает способность оперировать абстрактным материалом. Есть интеллект, но нет житейского опыта. Это схоже с очками, которые мартышка не знает куда применить.
В этот возрастной период подростки способны получать новые знания умозаключением. Это хорошо?
Да.
Но риск в том, что умозаключения могут увести подростка в мир собственных теорий. И эти теории не всегда совпадают с реальностью.
Теория справедливости мира о том, как должен правильно быть устроен этот мир и взаимоотношения между учителем и подростком, родителями и детьми, обществом и его членами. Что такое любовь и дружба.
То, как должно быть в теории не совпадает с реальностью. Это приводит к фрустрации.
Не желая отказаться от своих теорий и убеждений на основе этих теорий, подросток делает неверные выводы:
- Мир неправильный. Родители и учителя неправильные.
Это может привести к агрессивному поведению в отношении окружающего его мира, чтобы заставить этот мир стать правильным.
Может быть другая крайность - суицидальные действия.
Или замыкание в себе: "Что воля, что неволя, мне всё равно".
Подростковый период характерен разрывом между биологической и социальной зрелостью.
Подросток начинает понимать, что ему не хватает житейских навыков и умений. Если родители знают про это и помогают справиться с возникающими трудностями, то проживают этот период вместе в согласии.
Подборка статей про подростков
P.S. Психология родительства - эта новая серия книг для настоящих и будущих родителей, которые я планирую издать в 2024г., подпишитесь, чтобы не пропустить выход первой книги "Как зачать, родить и полюбить", вторая книга "Как не разлюбить подростка".
Благодарю вас за отклики и «спасибо» под статьёй и приглашаю вас разобраться с вопросами, которые вас тревожат.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только со ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Путеводитель по моим книгам: о женских судьбах, психология в метафорах, полезное о детях.
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru