Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Подростки: интеллект есть, а житейского опыта нет.

В предыдущих статьях говорилось о том, что у подростков повышенная эмоциональная реактивность. Им необходимо подпитывать себя яркими эмоциональными событиями. Но подростки ещё слабо разбираются в своих эмоциях и стремятся ограничить их внешнее проявление.

А что с интеллектом подростка? Если подросток сначала делает, а потом думает, то он глуп?

Дело в том, что интеллектуально подросток достаточно часто в чём-то превосходит взрослых. И это важный ресурс, который недооценивается. В этом возрасте у подростка формируется формально-операциональный интеллект - "логика взрослого".

по Пиаже) [лат. formalis; operatio — действие, дело; intellectus — разумение, понимание] — последний, завершающий период операционального развития, начинающийся с 11—12 лет и приводящий к состоянию «полного равновесия» в 14—16 лет, когда, по Пиаже, операциональное развитие завершается и у ребенка формируется «логика взрослого».

Возрастает способность оперировать абстрактным материалом. Есть интеллект, но нет житейского опыта. Это схоже с очками, которые мартышка не знает куда применить.

В этот возрастной период подростки способны получать новые знания умозаключением. Это хорошо?

Да.

Но риск в том, что умозаключения могут увести подростка в мир собственных теорий. И эти теории не всегда совпадают с реальностью.

Теория справедливости мира о том, как должен правильно быть устроен этот мир и взаимоотношения между учителем и подростком, родителями и детьми, обществом и его членами. Что такое любовь и дружба.

То, как должно быть в теории не совпадает с реальностью. Это приводит к фрустрации.

Не желая отказаться от своих теорий и убеждений на основе этих теорий, подросток делает неверные выводы:

- Мир неправильный. Родители и учителя неправильные.

Это может привести к агрессивному поведению в отношении окружающего его мира, чтобы заставить этот мир стать правильным.

Может быть другая крайность - суицидальные действия.

Или замыкание в себе: "Что воля, что неволя, мне всё равно".

Подростковый период характерен разрывом между биологической и социальной зрелостью.

Подросток начинает понимать, что ему не хватает житейских навыков и умений. Если родители знают про это и помогают справиться с возникающими трудностями, то проживают этот период вместе в согласии.

Подборка статей про подростков

P.S. Психология родительства - эта новая серия книг для настоящих и будущих родителей, которые я планирую издать в 2024г., подпишитесь, чтобы не пропустить выход первой книги "Как зачать, родить и полюбить", вторая книга "Как не разлюбить подростка".

Благодарю вас за отклики и «спасибо» под статьёй и приглашаю вас разобраться с вопросами, которые вас тревожат.

© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только со ссылкой на этот сайт и указанием авторства

Путеводитель по моим книгам: о женских судьбах, психология в метафорах, полезное о детях.

Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru