В предыдущих статьях были описаны стадии естественного, здорового развития в ребенке способности по возрасту управлять своим вниманием, удерживать полноценный контакт с собой и заботиться о себе и других. В этой статье я предлагаю начать рассматривать, что может помешать этим процессам и к чему это может приводить.
Иногда взрослые не обеспечивают надлежащую заботу о ребенке, допускают нарушения контакта с ним и его потребностями, не могут в силу каких-либо причин брать на себя полноценную родительскую ответственность. В зависимости от количества уделяемого ребенку внимания, некорректные стили воспитания принято подразделять на гипер- или гипоконтроль.
В случае гипоопеки ребенок слишком рано учится выполнять несвойственные возрасту обязанности, страдая от непосильности задач и своей неуспешности в их выполнении. Он или образует эмоциональные связи, в которых учится заботиться о других раньше, чем готов к этому в требующихся объемах, а так же учится игнорировать собственные потребности, желания, чувства. Т.е. его контакт с собой нарушается, внимание направлено на других людей.
Или замыкается в себе, обеспечивая по возможности свои потребности самостоятельно, не имея при этом возможности устанавливать эмоциональные связи с другими и, в итоге, с самим собой. При этом могут игнорироваться собственные эмоциональные потребности в близости, сопричастности, безопасности, свободе выбора и т.п.
Кроме того, при гипоопеке ребенок не получает примера здравого управления собой и своим вниманием от взрослых людей. Находящиеся во власти своих иррациональных процессов взрослые, имеющие слабый контакт с собой и не готовые позаботиться о ребенке, не могут научить его тому, чего не умеют сами.
Ребенок в силу возраста не умеет толком позаботиться о себе, услышать свои потребности (особенно те, которые игнорируются взрослыми, не отражаются, не называются, не удовлетворяются ими), не может ответить на них. А иногда и не хочет этого, т.к. это что-то непривычное, непонятное и, следовательно, вызывает сопротивление, т.к. нет готовых нейронных связей и нет зоны ближнего развития, способной помочь в их формировании и закреплении.
В итоге, ребенок как бы "застревает" в этой стадии. Он или умеет кое-как позаботиться о себе (как делал бы любой детеныш любого живого существа), но не умеет дружить и договариваться, как обычно это делают люди, и чему ребенок не может научиться без помощи взрослых. Или умеет он заботиться о других в надежде, что они позаботятся о нем. Т.е. двигается в сторону развития человечности, но если никто другой не обеспечивает его потребности, они так и остаются незакрытыми.
В любом случае ребенок имеет значительные дефициты и бессознательно ждет заботы снаружи (туда и направлено его внимание), что естественно для детей в силу их большой зависимости от опекающих взрослых людей. Он может совершенно не понимать, что именно ему требуется, а только чувствовать смутное беспокойство.
Оба этих состояния (беспокойство и ожидание помощи извне) могут оставаться во взрослом человеке значительное время. В этом случае приходится прикладывать значительные усилия, что бы преодолеть естественное в этом случае сопротивление и научиться возвращать себе свое теплое доброжелательное внимание, необходимое для закрытия детских дефицитов. (О последствиях гиперопеки и способах вернуть себе свое внимание в следующих статьях)
Приглашаю в гостиную клуба Ягодная поляна! В закрепленных сообщениях вся основная информация о нем. В клубе мы проводим самые разные занятия для психологов, пользователей и специалистов помогающих профессий
Автор: Сергеева Милена Юрьевна
Психолог, Полимодальный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru