Решила написать, чем отличается подход к работе с травмой в разных психологических школах. Возможно, это поможет кому-то выбрать себе психолога.
Итак. Начну с психоанализа, поскольку именно в этом подходе я и работаю с травмой. Главная идея в том, что, когда человек сталкивается с непереносимыми переживаниями, его психологические защиты делают все, чтобы он больше не касался этих болезненных воспоминаний. Травматические переживания «запечатываются» в бессознательном, отнимая психические силы на то, чтобы не допускать их в сознание. Когда таких травм накапливается много, человек спадает в апатию, страдает от неясной тревоги. Кроме того, на него действует и противоположная сила – стремление столкнуться лицом к лицу с этими переживаниями, прожить их сполна и исцелиться от этой травмы. А потому человек неосознанно будет искать в жизни ситуации, которые всколыхнут старые воспоминания и освободят его от них. Ситуации, понятное дело, не радостные.
Поэтому психоаналитики очень рекомендуют идти прорабатывать свои травмы в терапии, где это происходит управляемо и порционно. Главная методика – погружаться в воспоминания, от и до проживать возникающие эмоции. Я еще добавляю переосмысление произошедшего и обязательный поиск ресурсов. Я всегда вывожу человека из травмы, от меня он уходит в хорошем состоянии.
Бихевиористы нового поколения (КПТ всех возможных волн, который так любят психиатры) во главу угла ставят стресс. Для них травма – это невозможность психики человека выдержать сильные внешние воздействия, приспособиться к новой ситуации. Результатом чего становятся различные расстройства (то есть, уже болезни, которыми занимаются психиатры) – ПТСР, невротические расстройства, острые психотические реакции, расстройства адаптации, психогенные патохарактерологические реакции личности, психосоматические нарушения.
Решение бихевиористы предлагают чем-то похожее на психоаналитический подход – сталкиваться с травмой снова и снова, пока она не перестанет быть такой болезненной. А чтобы не застрять в бесконечном цикле боли, помогут специальные техники «угашения реакции на стресс» - ДПДГ, техники релаксации, техники биологической обратной связи. Тут практически напрямую обучается мозг. Если кратко, то человек вспоминает давнюю ситуацию и тут же каким-либо образом успокаивается, вспоминает и успокаивается, пока не перестанет так болеть. Также активно идет работа с убеждениями и переоценкой произошедшего, суть которых – научиться впредь либо избегать подобных ситуаций, либо справляться с ними. По моим наблюдениям, это подход лучше срабатывает на свежих травмах, когда горе случилось совсем недавно.
Психологи гуманистического и экзистенциального подходов работают с травмой, возвращая человеку его активную позицию, побуждают его находить в произошедшем смысл, показывают, сколько нового он узнал и сколькому научился в сложный жизненный период. Я начинала личную терапию в этом подходе. И находиться рядом с человеком, который всей душой верит в мое изначальное стремление к совершенству и в мою способность его достичь – очень приятно. Но для меня эта терапия показалась очень уж неспешной. Глубинные травмы обнажались из слоев памяти, но очень неохотно, далеко не на каждой встрече. Поэтому я в итоге и пришла к психоанализу.
Приглашаю в свою группу https://vk.com/semeiny.psyhologspb. Запись на консультацию - по телефону 8-981-843-43-62.
Автор: Упорова Ирина Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru