Найти в Дзене

Колористика в дизайне интерьера

Краткая теория по колористике в дизайне интерьера. Цвет– результат взаимодействия света, поверхности и человеческого глаза. Цвета - хроматические (имеют цветность) и ахроматические (не имеют цветность – серый, белый, черный). Ахроматические различаются только по светлоте. Хроматические имеют – оттенок (тон, имеющий название), насыщенность (степень приближенности к темно-серому или черному), светлоту (степень приближенности к белому или светло – серому) и теплоту (приближенность к красно – оранжевому или сине- зеленому). Цветовые сочетания при помощи цветового круга (цветовой круг Иттена). 1. Монохромное - хроматический + ахроматический, либо оттенки хроматического 2. Аналогичное – 2-3 рядом расположенных цвета 3. Комплиментарное – единство и противоположность двух полярных цветов 4. Раздельно – комплиментарное – вместо противоположного - соседние 5. Триада – три цвета, лежащие на одинаковом расстоянии 6. Тетрада – четыре цвета 7. Квадрат – четыре равноудаленных цвета Форма и цвет долж

Краткая теория по колористике в дизайне интерьера.

Цвет– результат взаимодействия света, поверхности и человеческого глаза.

Цвета - хроматические (имеют цветность) и ахроматические (не имеют цветность – серый, белый, черный).

Ахроматические различаются только по светлоте.

Хроматические имеют – оттенок (тон, имеющий название), насыщенность (степень приближенности к темно-серому или черному), светлоту (степень приближенности к белому или светло – серому) и теплоту (приближенность к красно – оранжевому или сине- зеленому).

Цветовые сочетания при помощи цветового круга (цветовой круг Иттена).

1. Монохромное - хроматический + ахроматический, либо оттенки хроматического

2. Аналогичное – 2-3 рядом расположенных цвета

3. Комплиментарное – единство и противоположность двух полярных цветов

4. Раздельно – комплиментарное – вместо противоположного - соседние

5. Триада – три цвета, лежащие на одинаковом расстоянии

6. Тетрада – четыре цвета

7. Квадрат – четыре равноудаленных цвета

Форма и цвет должны поддерживать друг друга – красный, желтый и синий – квадрат, треугольник и круг - как основа для всего вытекающего.

Цветовая гармония – сочетание цветов, образующих органическое целое и вызывающих эстетическое переживание. Т.е. то, что будет максимально приятно глазу и будет создавать эстетическое удовлетворение.

Критерии гармонии:

- согласованность – сдвиг к одному цветовому тону, т.е. все выбранные цвета относятся к одному тону, но имеют разную насыщенность или светлоту

- мера – средний контраст

- пропорциональность – размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости

- равновесие – баланс по пятам правой и левой частей композиции

- ясность – цветовые пятна различны без труда, четкость композиции

- контраст

- соответствие – естественная окраска, равные предметы

- прекрасное – психологически допустимые цвета, недопустимы диссонансы

- возвышенное – формы и краски возвышены над природными прототипами

- совершенство

Основные понятия: цветовая доминанта, цветовая динамика (наращивание свойства цвета), цветовая статика (строится на нюансах), локальный цвет (основной неизменный условный цвет, лишенный оттенков, возникает в природе под действием освещения, среды, рефлексов и т.д.), блик (самое светлое место, где свет источника отражается от поверхности предмета), полутень (переход между светом и тенью или рефлексом), рефлекс (место в собственной тени, на которое попадает отраженный свет от другого предмета), колористический анализ.

Основные принципы:

Если дополнительные цвета расположены рядом, они усиливают друг друга. При смешивании – нейтрализуют. (применимо в интерьере)

Если цвет слишком кричащий, приглушить его с помощью дополнительного, черного или серого.

Оптическое смешение – сливающиеся точки и пятная различных цветов, создающие новый цвет.

Лессировка – техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.

Аддитивное смешение – RGB – синтез цветов непосредственно излучающих объектов.

Субтрактивное смешение – CMYK – вычитание спектрально-равномерного белого света/

Цветовой веер RAL.

RAL Classic – 1927 год, 213 оттенков.

RAL Design– 1993 год, 1625 цветов – H – оттенок, L – яркость, C – насыщенность.

RAL Effect – 2007 год, 420 матовых оттенков и 70 глянцевых металликов.

-2

Приложения для составления и понимания цветовых палитр:

Ral iColours

Colorix

Color Catch 3

Colour Capture

Color Snap (VR)

Color SCHeme - сайт

NCS– 1950 цветов (процент темноты, насыщенности, близость в процентах к одному из основных цветов)

-3

Pantone - для печати – цветовые модели

-4

Сочетания влияют на формирование определенной эмоциональной гаммы, моделирование пространственной и стилевой ситуации, формирование оптических иллюзий.

Негативное влияние одного цвета можно компенсировать положительным влиянием другого.

Оптимальные сочетания – монохромные, гармоничная (аналогичная) схема, контрастная (комплиментарная схема), контрастная черно-белая схема.

Формула гармонии 60-30-10 для использования в интерьере:

60 – стены, массивная встроенная мебель и т.д. - основной цвет

30 – мягкая мебель, шторы, скатерти, столешница, корпусная мебель и т.д. - дополнительный цвет

10 – аксессуары, светильники, посуда, горшки и т.д. - акцент

Цвет и пространство:

На уменьшение пространства – теплые цвета, яркие, темные, тяжелые, контрастные.

На увеличение пространства – холодные цвета, светлые, неяркие, легкие, нюансные.

Для глубины нужно использовать цвет фона, так как на светлом и темном фоне оттенки выделяются по-разному. А также яркость, контраст и нахождение цвета на спектре.

Также нужно учитывать стороны света для определения с цветами в комнате.

На определение в пространстве наиболее влияет фактура, текстура и размер объекта, а также использование света.

Источник вдохновения – природа, образ времени и образ места.

- Использовать подборки цветов с природными картинками.

- Палитры «Времена года» К. Джексон и Ш. Ваттерман.

- Получать вдохновение от временных образов – эпохи, стили, времена, мода

- Вдохновение от места – страна, место, расположение, локация.

Если появились вопросы или какие - то темы нуждаются в более развернутом формате, оставляйте комментарии, и будут новые статьи на эти темы.