Краткая теория по колористике в дизайне интерьера.
Цвет– результат взаимодействия света, поверхности и человеческого глаза.
Цвета - хроматические (имеют цветность) и ахроматические (не имеют цветность – серый, белый, черный).
Ахроматические различаются только по светлоте.
Хроматические имеют – оттенок (тон, имеющий название), насыщенность (степень приближенности к темно-серому или черному), светлоту (степень приближенности к белому или светло – серому) и теплоту (приближенность к красно – оранжевому или сине- зеленому).
Цветовые сочетания при помощи цветового круга (цветовой круг Иттена).
1. Монохромное - хроматический + ахроматический, либо оттенки хроматического
2. Аналогичное – 2-3 рядом расположенных цвета
3. Комплиментарное – единство и противоположность двух полярных цветов
4. Раздельно – комплиментарное – вместо противоположного - соседние
5. Триада – три цвета, лежащие на одинаковом расстоянии
6. Тетрада – четыре цвета
7. Квадрат – четыре равноудаленных цвета
Форма и цвет должны поддерживать друг друга – красный, желтый и синий – квадрат, треугольник и круг - как основа для всего вытекающего.
Цветовая гармония – сочетание цветов, образующих органическое целое и вызывающих эстетическое переживание. Т.е. то, что будет максимально приятно глазу и будет создавать эстетическое удовлетворение.
Критерии гармонии:
- согласованность – сдвиг к одному цветовому тону, т.е. все выбранные цвета относятся к одному тону, но имеют разную насыщенность или светлоту
- мера – средний контраст
- пропорциональность – размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости
- равновесие – баланс по пятам правой и левой частей композиции
- ясность – цветовые пятна различны без труда, четкость композиции
- контраст
- соответствие – естественная окраска, равные предметы
- прекрасное – психологически допустимые цвета, недопустимы диссонансы
- возвышенное – формы и краски возвышены над природными прототипами
- совершенство
Основные понятия: цветовая доминанта, цветовая динамика (наращивание свойства цвета), цветовая статика (строится на нюансах), локальный цвет (основной неизменный условный цвет, лишенный оттенков, возникает в природе под действием освещения, среды, рефлексов и т.д.), блик (самое светлое место, где свет источника отражается от поверхности предмета), полутень (переход между светом и тенью или рефлексом), рефлекс (место в собственной тени, на которое попадает отраженный свет от другого предмета), колористический анализ.
Основные принципы:
Если дополнительные цвета расположены рядом, они усиливают друг друга. При смешивании – нейтрализуют. (применимо в интерьере)
Если цвет слишком кричащий, приглушить его с помощью дополнительного, черного или серого.
Оптическое смешение – сливающиеся точки и пятная различных цветов, создающие новый цвет.
Лессировка – техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.
Аддитивное смешение – RGB – синтез цветов непосредственно излучающих объектов.
Субтрактивное смешение – CMYK – вычитание спектрально-равномерного белого света/
Цветовой веер RAL.
RAL Classic – 1927 год, 213 оттенков.
RAL Design– 1993 год, 1625 цветов – H – оттенок, L – яркость, C – насыщенность.
RAL Effect – 2007 год, 420 матовых оттенков и 70 глянцевых металликов.
Приложения для составления и понимания цветовых палитр:
Ral iColours
Colorix
Color Catch 3
Colour Capture
Color Snap (VR)
Color SCHeme - сайт
NCS– 1950 цветов (процент темноты, насыщенности, близость в процентах к одному из основных цветов)
Pantone - для печати – цветовые модели
Сочетания влияют на формирование определенной эмоциональной гаммы, моделирование пространственной и стилевой ситуации, формирование оптических иллюзий.
Негативное влияние одного цвета можно компенсировать положительным влиянием другого.
Оптимальные сочетания – монохромные, гармоничная (аналогичная) схема, контрастная (комплиментарная схема), контрастная черно-белая схема.
Формула гармонии 60-30-10 для использования в интерьере:
60 – стены, массивная встроенная мебель и т.д. - основной цвет
30 – мягкая мебель, шторы, скатерти, столешница, корпусная мебель и т.д. - дополнительный цвет
10 – аксессуары, светильники, посуда, горшки и т.д. - акцент
Цвет и пространство:
На уменьшение пространства – теплые цвета, яркие, темные, тяжелые, контрастные.
На увеличение пространства – холодные цвета, светлые, неяркие, легкие, нюансные.
Для глубины нужно использовать цвет фона, так как на светлом и темном фоне оттенки выделяются по-разному. А также яркость, контраст и нахождение цвета на спектре.
Также нужно учитывать стороны света для определения с цветами в комнате.
На определение в пространстве наиболее влияет фактура, текстура и размер объекта, а также использование света.
Источник вдохновения – природа, образ времени и образ места.
- Использовать подборки цветов с природными картинками.
- Палитры «Времена года» К. Джексон и Ш. Ваттерман.
- Получать вдохновение от временных образов – эпохи, стили, времена, мода
- Вдохновение от места – страна, место, расположение, локация.
Если появились вопросы или какие - то темы нуждаются в более развернутом формате, оставляйте комментарии, и будут новые статьи на эти темы.