Найти тему

ОТКРОВЕНИЕ (ч.11): ЦЕРКОВЬ С СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

(Откровение 2:1-7)

Представьте, что вы в собрании эфесской церкви. Людям по цепочке передали, что от любимого брата Иоанна пришло письмо, и церковь собралась, чтобы послушать, как это письмо будут читать перед всеми. Когда встает тот, кто принес это послание, вы в нетерпении наклоняетесь вперед.

ОБРАЩЕНИЕ

Звучат первые слова:

“Ангелу [или вестнику] эфесской церкви напиши...” (Отк. 2:1).

Возможно, эта церковь стоит первой потому, что Эфес считался самым важным из семи городов. Его называли жемчужиной Асии. Он был центром торговли в той части света и славился своим храмом Артемиды, одним из семи чудес древнего мира. Это был великолепный, культурный и богатый город. Вспоминаю осень, когда моя жена и я бродили по выщербленным мраморным плитам мостовой старого Эфеса, стояли в его громадном амфитеатре. (В Деян. 19:29, 31 он называется “зрелищем”). Из всех древних достопримечательностей, которые мы посетили в Турции, ничто не сравнится с развалинами Эфеса по своим масштабам и величию. (Эти развалины расположены поблизости от турецкого города Сельчук).

Эфес имел также особое значение в распространении евангелия. Здесь почти три года проработал Павел (Деян. 19:1-22; 20:31). В то время “все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и эллины” (Деян. 19:10). Тогда же, по всей видимости, были основаны и многие (или большинство) из семи рассматриваемых церквей. Позже, по дороге в Иерусалим, Павел встретился со старейшинами Эфеса и предупредил их об опасности лжеучителей, которые восстанут и “будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою” (Деян. 20:30). Находясь в заключении в римской тюрьме, Павел написал письмо эфесской церкви. После своего освобождения он оставил в Эфесе Тимофея “увещевать некоторых, чтобы они не учили иному” (1 Тим. 1:3). Несколько лет спустя в Эфесе поселился апостол Иоанн, проживший там целых двадцать, а то и тридцать лет. Эфесу были дарованы и Божья любовь, и величайший труд.

ОПИСАНИЕ ИИСУСА

Читающий продолжает:

“...Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников” (Отк. 2:1).

Это описание, основанное на видении в главе 1 отражает два факта об Иисусе, которые нужно было знать эфесской церкви.

Его сила и защита

Во-первых, в описании подчеркивается, что их крепость зависела от Иисуса. Домициан выпустил монету с изображением своего сына, держащего в руке созвездия - намек на то, что судьба вселенной находится в его руках. Иисус хотел, чтобы эфесяне знали: звезды в Своей руке держит Он, а не Домициан или его наследники. Иисусу подвластно все.

Глагол, от которого происходит слово “Держащий” в 2:1, сильнее того, что мы встречаем в 1:16; он, как пишет Моррис, “означает крепко ухватить”. В руке Иисуса церкви были в полной безопасности. Здесь подчеркиваются сила и защита Иисуса. И сегодня своей силой мы обязаны Иисусу, будь то крепость всей общины или отдельных христиан.

Его присутствие и проницательность

Во-вторых, описание Иисуса напомнило эфесянам, что они подотчетны Иисусу в своих действиях. Если в первом видении Иоанн видел Иисуса стоящим “посреди семи светильников” (1:13), то здесь сказано, что Он ходил посреди светильников. Он ходил и внимательно приглядывался к церквам, отмечая их сильные и слабые стороны, определяя их духовное состояние. Здесь подчеркиваются присутствие и проницательность Иисуса.

А сейчас Иисус ходит среди Своих церквей? Да, ходит. Изучает ли их все так же внимательно, подмечая сильные и слабые стороны? Несомненно. А что видит Иисус, когда приходит в наши с вами общины? И - а это куда важнее - что Он находит в наших сердцах? Что в наших сердцах заставляет Его радоваться? Какие “находки” Его огорчают?

Иисус - единственный инспектор, которому небом дана власть проверять церкви. У Него одного есть право, ответственность и возможности правильно все делать. Господь хочет, чтобы мы замечали и искореняли ошибки (2:2, 6), но мы не должны уступать соблазну брать на себя роль церковных инспекторов. У многих из нас полно своих собственных недостатков и нужд тех общин, где мы служим и поклоняемся.

ПОХВАЛА

Чтение продолжается, и эфесская церковь слышит лестные слова в свой адрес. Начальные слова похвалы тесно связаны с предыдущей фразой:

“Знаю дела твои...” (Отк. 2:2).

Слово, переведенное “знаю”, означает “иметь полноту знания, знать в совершенстве”. Эфесским христианам нужно было понять, что “все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет” (Евр. 4:13). Нам тоже необходимо это понимать.

Иисус начал с положительных качеств эфесской церкви. Когда мы вынуждены противостоять общине или какому-нибудь отдельному человеку, следует начинать с личных качеств, которые можно искренне и не кривя душой похвалить.

Служение и стойкость

Вначале Иисус похвалил церковь за ее служение и стойкость:

“Знаю дела твои, и труд твой, и терпение [долготерпение; Современный Перевод] твое...” (Отк. 2:2).

Слово “труд” означает “тяжкий труд” (Современный Перевод). Когда нужно было выполнить какую-нибудь работу, они не стояли вокруг, засунув руки в карманы. Они хватались за нее и трудились изо всех сил, как люди, которые работают до боли в мышцах, до седьмого пота.

Более того, они не оставляли работу даже тогда, когда она становилась очень трудной. В стихе 3 Иисус добавляет:

“Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал” (Отк. 2:3).

За глаголом “не изнемогал” стоит то же греческое слово, что и за существительным “труд” в стихе 2. Кто-то сказал, что “они работали до изнеможения, но не изнемогали”. Как всем нам нужно такое качество! (См. Гал. 6:9; 2 Фес. 3:13).

Взяв в качестве иллюстрации человеческое тело, мы могли бы сказать, что у эфесской церкви была сильная правая рука служения.

Здравомыслие и нетерпимость к разврату

Далее Иисус похвалил их за здравомыслие и нетерпимость к разврату:

“...Ты не можешь сносить развратных [дурных людей; Современный Перевод], и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы” (Отк. 2:2).

Смысл слов “сносить” и “переносить” в стихах 2 и 3 одинаков: они (терпеливо) переносили труд, который изнурял их, но отказывались переносить (не терпели) учения, в которых не было истины.

В свое время Павел предупреждал эфесских старейшин: “Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада” (Деян. 20:29). Некоторые из этих “волков в овечьей шкуре” называли себя “апостолами” (см. 2 Кор. 11:13). Вероятно, поначалу они производили благоприятное впечатление, имели при себе хорошие рекомендательные письма и могли овладеть умами многих людей. Эфесская церковь, однако, была предупреждена. Не только Павел, но также и Иоанн писал: “Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4:1). Эфесяне, наверное, испытывали появлявшихся у них учителей путем сравнения их учения с Божьим Словом (Деян. 17:11). Вполне возможно, что они просили самопровозглашенных “апостолов” продемонстрировать “признаки [чудеса] апостола” (2 Кор. 12:12).

У эфесян вызывало беспокойство не только само учение лжеучителей; их также беспокоило влияние, которое эти учителя могли оказать на людей. В стихе 6 Иисус добавляет:

“Ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу” (Отк. 2:6).

Николаитами были лжеучителя, которые вели нечестивый образ жизни и призывали других делать то же самое. В письме в Пергам Иисус связал учение николаитов с “учением Валаама”, который подбивал израильтян, “чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали” (2:14, 15). Ипполит Римский писал, что николаиты представляли собой ранних гностиков, которые практиковали половую распущенность. [Ересь гностицизма полностью оформилась во II и III вв., но она начала проявляться уже в конце I в. и была осуждена Павлом, Иоанном и другими христианскими писателями. Гностики заявляли, что обладают знанием, недоступным другим]. Чтобы придать веса своему порочному учению, николаиты заявляли, что их учителем был Николай, один из первых церковных “дьяконов” (Деян. 6:5).

Обратите внимание на слово “ненавидеть”. Иисус сказал: “Ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу”. Бог ненавидит зло (Прит. 6:16-19), и ожидает от нас, что мы тоже будем его ненавидеть (Рим. 12:9). Однако поймите правильно: эфесяне ненавидели не самих николаитов, а их дела. Они ненавидели действия, но любили людей. Каждый из нас должен ненавидеть грех, но грешников мы должны любить. Врач ненавидит рак, губящий организм человека, но сочувствует больному.

Слова “не можешь сносить”, вероятно, указывают на то, что эфесяне не позволяли лжеучителям оставаться у них. Они обличали их ошибки и не общались с ними (см. 2 Фес. 3:6; 1 Кор. 5:6-11; Мф. 18:17). Гомер Хейли выразил их позицию такими словами: “Если [николаитов] нельзя изменить, пусть будут извергнуты.

“Не можешь сносить” - значит “не можешь терпеть”. Сегодня во многих уголках земли избегают этого слова, считая его “политически некорректным”. Терпимость приветствуется, а нетерпимость осуждается; но Иисус хвалил церковь именно за ее нетерпимость - нетерпимость к греху. Мы участвуем в смертельной схватке (“брани”) с грехом (Еф. 6:11; Отк. 12:17); мы не можем идти на компромисс.

Продолжая нашу иллюстрацию с использованием тела человека, скажем, что эфесская церковь имела сильную левую руку наведения порядка.

Большинство из нас, наверняка, хотело бы быть членом общины с такими качествами, о которых мы только что сказали. Однако отчет о проверке еще не закончился.

ОСУЖДЕНИЕ

К этому времени все, кто присутствует на нашем воображаемом собрании в Эфесе, оглядываются по сторонам и с улыбкой кивают друг другу. Некоторые, возможно, думают: “Сами мы лучше бы и не сказали!” Однако улыбки исчезают, когда они слышат продолжение письма:

“Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою” (Отк. 2:4).

У этих христиан, по-видимому, была сильная правая рука служения и сильная левая рука наведения порядка, но у них было нездоровое сердце.

-2

Знакомо ли вам такое: человек, при полном внешнем благополучии, вдруг скоропостижно умирает без каких-либо особых жалоб на свое здоровье? Я вспоминаю своего дядю, который думал, что у него лишь незначительные проблемы с пищеварением, а умер от сердечного приступа в возрасте пятидесяти пяти лет. Духовно эфесская церковь выглядела здоровой. Она работала для Господа, и она держалась здравого учения - но у нее был смертельно опасный недуг - сердечная недостаточность.

Толкователи расходятся во мнениях о том, о какой любви говорил Иисус: к Богу или к людям. Вопрос не так уж важен, поскольку истинная любовь включает и то, и другое (1 Ин. 4:20). Важным словом в высказывании Иисуса является определение “первую”: “Ты оставил первую любовь твою”. Ты перестал любить так, как вначале.

Чтобы по достоинству оценить выражение “первая любовь”, вспомните молодоженов. Как бы вы описали их любовь? На ум могут прийти такие слова: “глубокая”, “волнующая”, “необыкновенная”. А теперь перенесемся в духовную сферу. Вспомните, когда вы только-только крестились. Помните ту радость, которая охватила вас после крещения? Помните, с каким нетерпением вы ждали очередного богослужения? А как искали любого случая, чтобы помочь другим? А как жаждали поделиться своей верой с другими? Как вы опишете свою любовь в то время? Наверное, без таких слов, как “глубокая”, “волнующая”, “необыкновенная”, вы тоже не обойдетесь.

Скажите, супружеская любовь - или любовь в наших взаимоотношениях с Богом - остается глубокой и задушевной автоматически? Нет, и вы это хорошо знаете. Вы видели, что может произойти в браке: в начале совместной жизни любовь пылает ярко, но проходит время, и пламя постепенно затухает, если его не поддерживать. В поведении супругов может ничего и не измениться: жена пытается создать домашний уют, а муж добывает хлеб насущный для семьи, - но нет какой-то искры. Каждый просто исполняет свою роль; в их брак вкралась обыденность.

В нашей духовной жизни мы тоже можем утратить глубину и задушевность. В одно прекрасное утро мы можем проснуться с осознанием того, что наше служение Господу стало привычкой, что мы не вкладываем в него душу, что мы послушны больше по обязанности, чем по любви.

На все это можно возразить: “Но это же нереально - надеяться, что волнение первой любви будет длиться вечно хоть в браке, хоть в нашей христианской жизни. Время притупляет нашу любовь. Просто так всегда бывает, и нечего беспокоиться об этом”. А как же Иисус? Он сказал: “Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь свою” (ст. 4). Если это волновало Иисуса, то об этом стоит волноваться.

Причину беспокойства Господа мы находим в следующем стихе.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УГРОЗА

Лица людей в нашем воображаемом собрании становятся серьезными, когда они слышат предупреждение Иисуса:

“Итак вспомни, откуда ты ниспал [где ты был до падения; Современный Перевод], и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься” (Отк. 2:5).

Светильник - это символ самой общины (1:20). Угроза Иисуса сдвинуть (убрать; Современный Перевод) светильник, по всей видимости, означает, что община может прекратить свое существование. Что делают с перегоревшей лампочкой? Ее выбрасывают.

Что делают со светильником без пламени любви? Им перестают пользоваться. Ричард Роджерс так выразил выбор, перед которым были поставлены эфесяне: “Ожить или умереть!”

И не сомневайтесь: серьезное положение с сердцем, если его не лечить, ведет к смерти! Это можно сказать и об организме человека, и о браке, и об общине. Это утверждение истинно и в отношении наших душ.

Иисус не только высказал эфесянам Свой прогноз на будущее, но также дал им рецепт. Его лекарство от сердечной недостаточности было (и есть) трехстороннего действия.

Вспомни

Во-первых, нужно призвать на помощь память: “Вспомни, откуда ты ниспал...” (ст. 5). Когда я оказываю психологическую помощь супружеской паре, прежде всего я прошу супругов вспомнить их первые дни вместе: как они впервые увидели друг друга, их первое свидание, первый поцелуй, тот момент, когда он попросил ее выйти за него замуж и т.д. И каждый раз спрашиваю: “Что вы чувствовали, когда это происходило?” Если они хотят возродить свои отношения, они должны прежде всего вспомнить, что они увидели друг в друге, почему захотели пожениться, как сильно любили друг друга. Они должны осознать, сколько они потеряли, и как важно восстановить их первую любовь.

Так же и с первой духовной любовью: если кто-то теряет ее, ему надо вспомнить волнение и радость тех первых дней, когда он стал христианином. Кроме того, ему надо вспомнить, что Господь сделал для него, когда спас его от греха. Прежде чем стать проповедником, Джон Ньютон жил невероятно греховной жизнью, плавая по морям в качестве работорговца. После своего обращения он написал огромными буквами и повесил над камином плакат: “Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой...” (Втор. 15:15).

Покайся

Дальше следует приложить волю: “...и покайся”. В оригинале использовано время аорист, которое указывает на то, что это одноразовое действие. Чтобы удостовериться, что вы не упустили это повеление, Господь повторяет его в конце стиха: “[Я] сдвину светильник твой с места его, если не покаешься”. Покаяние есть “изменение помыслов в результате размышлений”. Размышляя над тем, чего мы лишились, мы должны признать свою потерю и принять решение измениться.

Консультируя супружеские пары, брак которых грозит распасться, я подчеркиваю, что важно не столько настоящее состояние их брака, сколько то, что они хотят с ним сделать. Если они действительно хотят вновь разжечь искру любви, это и произойдет; если же такого желания у них нет, никто и ничто им не поможет.

Истинное покаяние основывается на размышлении и порождает решение - в данном случае решение сделать, с Божьей помощью, все возможное, чтобы возродить свою первую любовь.

Твори прежние дела

И, наконец, нужно привлечь силы и способности: “…и твори прежние дела”. Поначалу это повеление может звучать странно. Ведь Иисус уже похвалил их за то, что они не прекратили трудиться для Него (2:2, 3). Зачем же тогда Он говорит им “творить... дела”? И опять ключевым здесь является слово “прежние”: “…и твори прежние дела”. Они по-прежнему творили дела, но не те, какие творили тогда, когда только что обратились.

Чем же теперешние дела эфесской церкви отличались от их “прежних” дел? Думаю, наш пример молодоженов поможет ответить и на этот вопрос. Подумайте о том, как они выражали свою любовь: нежные слова, сказанные шепотом друг другу, телефонные звонки днем, чтобы сказать “я люблю тебя”, объятия, прикосновения и поцелуи, маленькие подарки, любовные записки. К сожалению, с годами мы забываем проявлять эти интимные знаки внимания - творить дела, - а в результате страдает наш брак.

Давайте применим сказанное к нашим взаимоотношениям с Господом. Когда мы впервые стали христианами и были исполнены восторга, что такое мы делали, чего не делаем сейчас? Может быть, мы приходили пораньше на богослужение, сияя улыбкой? Может быть, тесно общались с другими христианами? Может быть, рассказывали всем своим знакомым об Иисусе и о том, что Он сделал для нас? Может быть, искали каждого удобного случая помочь и брались за каждое поручение? То время миновало, те “прежние дела” остались лишь в памяти, а пострадало наше христианство.

Чтобы возродить свою первую любовь, эфесским христианам нужно было “творить” прежние дела. Дела любви возрождают саму любовь. Кто-то сказал: “Легче через действие начать по-другому чувствовать, нежели через чувство начать по-другому действовать”. В браке это срабатывает. Я прошу супругов в проблемных семьях повторить то, как они прежде выражали свою любовь друг к другу. Если они готовы сделать это, искра любви может вспыхнуть снова. Иисус хочет, чтобы мы знали: этот принцип также срабатывает и в нашей духовной жизни.

НАСТАВЛЕНИЕ

Когда читающий доходит до этого места письма, я представляю, как собравшиеся кивают головами и думают: “Да, тому брату нужно больше любить людей”. Иисус предвидел такой ответ:

“Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам...” (Отк. 2:7).

Другими словами, Он сказал следующее: Я адресовал это письмо общине, но на самом деле Я обращаюсь к каждому из вас лично; каждый из вас должен принять это на свой счет”.

ОБЕЩАНИЕ

Заканчивается письмо волнующим обещанием Иисуса:

“...Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия” (Отк. 2:7).

Иисус уже предупредил эфесских христиан, что, если ничто не изменится, их ожидает духовная смерть. Теперь Он обещает им, что если они ответят на этот призыв, то у них будет духовная жизнь. За тысячи лет до того люди вследствие грехопадения утратили свое право на дерево жизни (Быт. 3:24). Здесь Иисус говорит, что это право человек получит снова. Заключительная глава Откровения рисует цветущее дерево жизни в Божьем раю - на небесах - и спасенных, вкушающих его животворящие плоды (22:1, 2)!

Чтобы когда-то вкусить от дерева жизни, эфесяне должны были вновь разжечь пламя любви. Слово “побеждающий” здесь - это тот, кто одерживает верх над обстоятельствами, в которых оказывается. Это ключевое слово в Откровении. В этом письме “побеждающими” названы эфесяне, вновь обретшие энергию и жизненную силу своей первой любви.

-3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Давайте еще раз вернемся к нашему воображаемому собранию в Эфесе. Как ведут себя слушатели после прочтения письма? Согласно историческим хроникам, эфесская церковь просуществовала еще много лет, будучи оплотом добра в римской провинции Асии. Хотелось бы думать, что это благодаря тому, что община, по крайней мере на некоторое время, серьезно отнеслась к предупреждениям Иисуса.

Вскоре после того, как было написано это письмо, Домициан умер, и Иоанн был возвращен из ссылки. Говорят, когда Иоанн лежал на смертном одре, он настоятельно призывал братьев любить друг друга. Может быть, они протестовали: “Но мы хотим услышать от тебя что-то новенькое”. А Иоанн, наверное, отвечал им цитатой из своего первого письма: “Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала... Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга” (1 Ин. 2:7; 3:11).

Меня лично письмо к эфесской церкви больше, чем остальные письма, выводит из душевного равновесия, потому что оно заставляет меня взглянуть на мои мотивы служения Господу. Почему я живу так, а не иначе? Не потому ли я служу Господу, что за давностью лет мое служение превратилось в привычку? Не поклоняюсь ли я по обязанности, не помогаю ли другим, чтобы люди хвалили меня? Или же я исполняю Божьи заповеди потому, что люблю Его и Его дело?

Никакой другой духовный недуг не распознается с таким трудом, как сердечная недостаточность, и никакой другой духовный недуг не представляет такой серьезной опасности для нашего духовного здоровья. Если эту недостаточность не устранить, смерть неизбежна. Письмо к эфесской церкви буквально кричит каждому из нас: пора идти к Великому Врачевателю для серьезного обследования сердца!

Возможно ли, что вы оставили свою первую любовь? Если это так, сегодня самое время начать разжигать угасающую искру любви в вашем сердце - пока не поздно!

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)