Автор - Александр Гаврелюк
На публикации о фотографах Ялты появились первые отклики наших читателей. Так, Лариса Гущина прислала фотографию здания на Набережной с вывеской «Фотография Е. Кукулевича».
Кстати, в декабре прошлого года, изучая отчеты Ялтинского отделения Крымского Горного Клуба (ЯОКГК), хранящиеся в отделе редкой книги Ялтинской городской библиотеки им. А. П. Чехова, удалось установить доподлинно, что имя Кукулевича – Ефим Николаевич. Он действительно был первым фотографом ЯОКГК, ибо только в 1903 году на одном из заседаний Правления был решен «вопрос о сопровождении экскурсий фотографами, которые дали обязательство составлять для музея альбомы со снимками экскурсионных групп». 8 мая 1903 года (по с.с.) в действительные члены ЯОКГК был избран Е. Н. Кукулевич, а 4 декабря этого же года – С. В. Дзюба (ещё один герой наших публикаций). К 1 мая 1905 года действительными членами ЯОКГК являлись три фотографа: С. Я. Коган, И. И. Семенов, Е. Н. Кукулевич, но никто из них не писал на своих работах, что они фотографы Горного Клуба (во всяком случае, пока такие работы не встречались). О том, что Е. Кукулевич, – фотограф ЯОКГК, – мы узнаем из рекламы, размещенной в одном из путеводителей по Крыму.
Возвращаясь к нашим предыдущим публикациям, хотелось бы вспомнить фотографа Н. Ф. Мурзина, проживавшего в доме 23 по ул. Аутской. 7 декабря 1920 года в печально известной Багреевке он был расстрелян лишь за то, что в 1919 году был мобилизован в армию и служил в чине прапорщика в комендантской команде Ялты, а также в гарнизонной роте и инженерном секторе госстражи. При этом, после окончательного установления советской власти в Крыму, выезжать за границу Мурзин не собирался, поскольку не хотел служить и работать на другое государство. Пожалуй, он и был первым фотографом Ялты, пострадавшим от новой власти. Следующим был глухонемой фотограф князь Л. Н. Ратиев. Его дом на Севастопольской ул. был реквизирован большевиками, а он сам 20 декабря 1920 года, не выдержав издевательств, доведенный до самоубийства, выбросился с четвертого этажа своего дома.
Но недолго пустовало фотоателье Ратиева. В 20-х годах прошлого века в нем обосновался фотограф П. П. Мокиенко.
К сожалению, установить его полное имя и узнать что-либо о его жизни, пока не удалось. Известны его работы, сделанные на пляже. Фотографировал он и группы людей (отдыхающих).
Но, вероятно, самыми значимыми работами Мокиенко стали фотографии залов Ялтинского Народно-Художественного музея, существовавшего с 1921 по 1927 год.
Известны пока шесть работ открыточного формата, а их увеличенные копии хранятся в фондах Ялтинского историко-литературного музея. В музее «Усадьба княгини Н. А. Барятинской» эти изображения не только являются частью исторической экспозиции, но и ещё приобрели цвет.
Ещё одним фотографом, возможно имевшим отношение к дому Ратиева, был Феодор (Федор) Семенович Васильев.
О нём пока тоже мало что известно, кроме той информации, которая содержится в материалах уголовного дела, хранящегося в Государственном архиве Республики Крым. Васильев родился в 1892 году в г. Малоярославец Московской области в семье кустаря. В 9 лет остался без отца и с 13 лет работал по найму в Москве у разных лиц приказчиком и продавцом. В Ялту приехал в 1916 году и стал работать у Кукулевича (вот только не понятно – у какого), а затем у Пташникова. С 1931 года работал фотографом в фотографии Общества Пролетарского Туризма и Экскурсий (ОПТЭ). Но, думаю, Федор Васильев немного слукавил, т.к. в нашей коллекции есть всего одна фотография с личным штампом «Фотограф Феодор Семенович Васильев. Ялта ул. Севастопольская, № 14» и сделанная явно в период НЭПа. В архивной справке сообщается, что «в Постановлении Ялтинского районного отдела ГПУ Крыма от 24 марта 1933 года о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения указано: «Васильева Ф. С. привлечь в качестве обвиняемого по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей при Ялтинском районном отделе ГПУ Крыма». В первом томе книги «Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым» указано, что предъявляли ему обвинение за, якобы, осуждение советской власти и обсуждение мер борьбы с ней. В момент ареста проживал по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 13. Постановлением Ялтинского районного отдела ГПУ Крыма от 13 мая 1933 года, руководствуясь ст. 197 УПК РСФСР, следствие по делу на Васильева было прекращено и из-под стражи он был освобожден. И, как знать, может фотограф Васильев, который указывается как автор на некоторых фотооткрытках конца 30-х годов прошлого века и распечатанных на ялтинской гостипографии, это и есть наш Федор Семенович?
У коллекционеров встречаются фотографии с мокрым штампом «Фотограф К. К. Кижель».
Поиск информации об этом фотографе вновь привел в Государственный архив Республики Крым, но оказалось, что фотографов К. К. Кижель было два – отец и сын. Отец Кижель Константин Казимирович родился в 1874 году в г. Двинске (ныне Даугавпилс) Курляндской губернии. В Ялте проживал по адресу: Гоголевская ул., д. 14 (ныне д. 16). Работал фотографом Санатория Белорусского Военного Округа. Видимо, там и имел свою фотографию. Есть мнение, что прежде, чем обосноваться в Ялте, Константин Казимирович работал фотографом в районе Гурзуфа (примерно до 1929 года), т.к. большинство известных его фотографий сделаны в окрестностях этого города (Гурзуф, Артек, Карасан). В царской армии Кижель не служил, но был фотографом Всероссийского Земского Союза (видимо, был командирован им на фронт Первой мировой войны). В Постановлении Ялтинского отдела УГБ НКВД Крымской АССР от 24 ноября 1937 года указано: «Кижель Константина Казимировича привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п.п. 10-11 УК (принадлежность к польской контрреволюционной организации, антисоветская агитация), мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Симферопольской тюрьме по 1 категории». Первая категория – это расстрел. Не спасло Константина Кижеля от приговора и то, что его второй сын – Казимир Константинович (родился в 1911 г. в Ялте), – был в ту пору членом ВКП (б) и преподавателем Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе. В Определении Военного Трибунала Одесского военного округа от 10 января 1958 года указано: «Протест в порядке надзора Главного военного прокурора на Постановление Комиссии НКВД и Прокурора СССР от 25 ноября 1937 года в отношении по делу Кижель Константина Казимировича отменить и дело в отношении его производством прекратить … за отсутствием состава преступления». Ну, а первый сын К. К. Кижеля – Константин Константинович, – как указывалось выше, на момент 1937 года также являлся фотографом Санатория Белорусского Военного Округа и поэтому пока не совсем понятно, где чьи фотографии: где работы отца, а где сына?
Мы ещё будем обращаться к фотографическим династиям Ялты, а пока хотелось бы напомнить о тех фотографах, кто также был репрессирован. «В декабре 1937 г. Запуниди был арестован и в начале 1938-го приговорен к расстрелу по обвинению в шпионской, диверсионной и националистической деятельности. Вскоре фотограф умер в Симферопольской тюрьме». Фотографа Панзо «как грека в 1944 году выслали на Урал. Но умирать Антон Ильич все-таки приехал на свою родину, в Крым. Он поселился в Старом Крыму, где и похоронен…».
Работая над данной статьей, выявилась фамилия ещё одного фотографа Ялты: Равинский Владимир Иванович – фотограф фотографии «Турист», арестован 12 ноября 1937 года как агент польской буржуазной разведки, осужден 8 декабря 1937 года к 10 годам ИТЛ, реабилитирован в 1964 году. Так что вновь будем обращаться в Государственный архив Республики Крым.