Часто эту пару называют «единством противоположностей» по типу «инь-ян», но правильное ее символическое значение: «всеобъемлющий эффект взаимодействия различных по природе сил».
Дракон и Тигр – одно из самых древних устоявшихся символических изображений известных в Восточной культуре.
Фен-шуй со времен неолита
Подтверждением древнего происхождения этой символической пары могут служить археологические находки из кургана Сишуйпо 西水坡 xīshuǐpō (1987 г. Пуян, пров. Хэнань), которые ученые относят к неолитическим Китайским культурам Луншань и Яншао (V-III тыс. до н.э.) . В гробницах Сишуйпо были обнаружены мозаики с изображениями различных животных, инкрустированные двустворчатыми раковинами.
Первая мозаика (открыта в авг. 1987 г., М45) находилась в главном захоронении – здесь древний пожилой мужчина (50–55 лет, рост 184 см!) с восточной стороны был украшен изображением дракона, а с западной – тигра. Три других человека были преданы погребению вместе с ним. Вторая мозаика с выложенными ракушками изображениями «дракона, тигра, оленя и паука» была найдена в 20 метрах к югу, третья - изображала «скачущего на драконе человека и бегущего тигра» и была найдена в 25 метрах к югу от второй.
Эти находки из гробницы №45 в Сишуйпо дают основание утверждать, что символическая идея о стражах направлений, вошедшая в принципы феншуй как «синий дракон – Слева (на Востоке), а справа (на Западе) - белый тигр» 左青龙,右白虎 zuǒ qīnglóng yòu báihǔ - своими корнями уходит еще в доисторические времена Неолита.
Со временем хранители «Востока и Запада» не исчезают, как многие другие символы. Например, во времена до-имперского Китая - в периоды «Весен и Осеней» и «Сражающихся Царств» (VII-III в.до н.э.) мы их видим в сакральном декоре гробниц и родовых залов. А по мнению создателей «Эпопеи Империи Цинь», которые с особой тщательностью подошли к исторической реконструкции декораций (и это было отдельно отмечено историками и экспертами Китая), именно эта пара украшала главный трон Циньских правителей.
Объединение тотемов
Существует также и «тотемная» версия происхождения пары «Тигр-Дракон».
Считается, что кочевые племена западных районов, граничащих с Монголией, поклонялись тигру – сильному и свирепому дикому зверю, не имеющему естественных врагов. В то же время восточно-китайские народности обожествляли дракона – мифическое создание, осуществляющее связь между Небом и Землей в плодотворной силе дождей.
Совместное использование зооморфных символов в образцах древних изделий может говорить как о противостоянии, так и об объединении тотемов различных племен. Впоследствии дракон очень сильно потеснил тигра в китайском пантеоне. Культурологи полагают, что это произошло тогда, когда основным видом хозяйствования на всей территории Поднебесной стало оседлое земледелие. Как тотем, влияющий на погоду, дракон был важнее для крестьянина, нежели тигр, который в большей степени влиял на жизнь охотников и скотоводов-кочевников.
Что символизируют в этой паре Дракон и Тигр?
В этой вечно-сражающейся паре Дракон символизирует Царя всех мифических «небесных» существ и является воплощением Ян: Свет, Восток, Небо, Восход, Весну, Солнце и Дождь. Дракон – это символ Духа.
Тигр, в свою очередь, – самый крупный хищник на территориях Дальнего Востока, где не водилось львов. Тигр - Царь реально-существующих «земных» животных и отвечал за Тьму, Запад, Землю, Закат, Осень и Луну. Тигр – это символ Тела.
Несмотря на существование множества вариантов мифа, где Дракон и Тигр противостоят друг другу в попытке выяснить, кто из них сильнее, мораль его всегда однозначна – именно объединившись разнонаправленные силы обретают по-настоящему цельное могущество и гармонию. Тигр страшен свирепостью, а дракон - неукротимостью. Они находятся в постоянной вражде, но, объединившись, будут дополнять силы друг друга, составляя совершенную и сбалансированную во всех направлениях систему.
В китайском языке существует немало выражений, посвященных паре "Дракон и Тигр":
- 生龙活虎 «живой дракон и бодрый тигр» (значение: «полный энергии»)
- 龙腾虎跃 «взлетать как дракон, прыгать как тигр» (значение: «совершить славное деяние»)
- 藏龙卧虎 «крадущийся тигр, затаившийся дракон» (значение: «обладать скрытыми талантами»)
Японский символизм унаследовал смысловое значение пары «Дракон и Тигр» вместе с другими сюжетами монохромной живописи эпохи Тан. Этот сюжет стал популярным в монастырской живописи дзэнских художников. Знаменитые свитки Муци (牧谿, конец XIII в.) в монастыре Дайтоку-дзи (大徳寺) в Киото стали образцом для подражания многим поколениям японских художников.
В период Муромати (室町時代 1336—1573) «Дракон и Тигр» оставался сюжетом из храмовой буддийской живописи, но чаще его стали изображать на много-створчатых ширмах (屏風, бёбу) и раздвижных перегородках (襖, фусума).
В дальнейшем эта тема вышла за пределы стен монастырей и стала частью светской культуры и живописи, особенно в самурайской среде.
Основными «светскими» творениями на тему «Дракона и Тигра» славится школа Кано, которую официально поддерживал сёгунаты Асикага и (после) Токугава. Но в период Эдо круг художников, транслировавших этот сюжет значительно расширился.
В наше время тема «Тигр и Дракон» по-прежнему известна и несет далеко не декоративную функцию.
Особенно популярен и уместен этот символ в среде восточных единоборств, так как в нем отражается главная идея, заложенная в основе большинства из них: идея о том, что тренировки требует не только физическое тело (Тигр), но и дух (Дракон). Только в постоянной дисциплине и работе над ними обоими может закалиться идеальный человек.
______
Автор статьи: Рудина Валерия
Цикл текстов выставки «Сон Лазурного Дракона»:
Сюжет "Тигр и Дракон" на выставке представляли 2 произведения:
(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи mos.gallery
Если Вам понравилась эта статься – будем рады Вашим реакциям, отметкам, комментариям и подпискам на канал!
Источники:
- В. В. Ступникова «К вопросу о происхождении образа китайского дракона», Филологические Науки 2015г. УДК 008
- Дин Цинсянь, Чжан Сянмэй. 1988 «Краткий отчет о раскопках в кургане Сишуйпо города Пуян провинции Хэнань1988 года»// Каогу (Археология): электрон. Версия журнала. 1989. № 12
- М.В. Сащенко «Символика образов тигра и дракона в политической культуре Китая» УДК 321(510) ББК 66.053(5Кит)
- Zenso.ru – Дзэн и Искусство / «Тигр и Дракон» - иллюстрации и атрибуция картин японских художников