История громких скандалов и расследований.
Эрмитаж – это не только один из крупнейших музеев России и мира, но и «музей в музее», так как с точки зрения истории, искусства и просто эстетики, ценна не только коллекция экспонатов Эрмитажа (по некоторым подсчетам, не менее 3,2 миллиона экземпляров), но и сами здания Эрмитажа – строения разных эпох, которые вместе создают чудесный ансамбль, который просто невозможно обойти за один день.
Однако, не каждый может представить, сколько тайн хранят такие величественные исторические постройки и люди, работавшие там и работающие до сих пор.
Начало
В 1985 году произошла трагическая история с картиной «Даная» Рембрандта. Тогда 48-летний литовец Бронюс Майгис спросил у работников Эрмитажа о том, какая картина наиболее ценная, и, после того, как сотрудники музея рассказали о «Данае», выплеснул в картину серную кислоту. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. На восстановление картины ушло двенадцать лет.
В известном сериале «Бандитский Петербург» была использована эта история и поднята тема подделки картины. Название «Даная» было изменено на «Эгину».
Ворам при ограблении квартиры известного коллекционера достался оригинал картины, подменённый на выставленную копию в Эрмитаже.
Сюжет сериала является вымышленным, но то, что происходило на самом деле с некоторыми экспонатами Эрмитажа, является не менее острой темой.
Эрмитаж переводится как место уединения, келья, приют отшельника, затворничество. Это слово закреплено за названием величайшего собрания произведений искусства в зданиях, которые сами по себе являются экспонатами.
С 1764 года поколение за поколением российский народ кропотливо собирал невероятную коллекцию, которой нет аналогов в мире, а соперничать с Государственным Эрмитажем способны лишь Лувр и Британский музей.
Эрмитаж – это национальная сокровищница духовных ценностей, характеризующая наш народ как высококультурное общество, способное оберегать, хранить и по-настоящему ценить изящные достижения человечества.
По этой причине покушения даже на малые части, даже на совсем незначительные по стоимости экспонаты Эрмитажа являются тяжелейшими преступлениями. Ведь за каждой экспозицией, за каждой картиной, за каждой деталью определённого исторического периода скрываются судьбы людей, а порой и целых народов.
Соприкасаясь с музеем, посетитель впитывает истинный дух эпохи, которую он наблюдает. Видя картину работы Леонардо да Винчи или Рембрандта, невольно приходит насыщение их гением.
Какова же должна быть глубина разочарования и ощущения самообмана, когда приходит осознание того, что в великом музее тебя попросту водили за нос, как в самом захудалом цирке-шапито, выдавая ложь за правду…
Факты и цифры
Начнём с тех, кого всё вышесказанное мало трогает, как и вся глубинная история Эрмитажа.
В феврале 2000 г. Счётная палата РФ представила результаты проверки Эрмитажа за 1998-1999 гг. В отчёте, в частности, говорилось о нарушениях сроков пребывания экспонатов за границей. При этом, "смета доходов и расходов по выставкам не составлялась..., поступление валютных средств не отражено". Кроме того, проверкой было установлено, что "221 тыс. 351 единица хранения (7,7% от общего числа) числится за 78 хранителями, уволившимися из музея (большинство - ушедшие из жизни)".
Из этих предметов было выборочно проверено 50, в музее найдено только три, 47 отсутствовало. Счётная палата направила свои материалы в Генпрокуратуру, МВД, Парламент и Правительство. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский опроверг информацию Счётной палаты и заявил, что подаст в суд на заместителя её председателя Юрия Болдырева. Однако исковое заявление в суд так и не поступило.
27 июля 2006 г. по результатам плановой проверки было обнаружено исчезновение 221 экспоната из отдела русского ювелирного искусства Эрмитажа (через несколько месяцев была выявлена пропажа еще пяти предметов).
Ориентировочная стоимость похищенного составила 130 млн руб.
Следственным отделом УФСБ по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело по статье 158 часть 4 УК РФ ("Кража в особо крупном размере"). 4 августа 2006 г. дело принял к расследованию Следственный комитет Генеральной прокуратуры РФ.
По подозрению в совершении кражи был задержан Николай Завадский, супруг хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской, которая скончалась во время проверки фондов музея при странных обстоятельствах.
По данным следствия, супруги Завадские организовала хищение 77 экспонатов, которые впоследствии сбывали в ломбардах и антикварных лавках (о судьбе остальных экспонатов не сообщалось). Стоимость украденного составила 14 млн 813 тыс. руб. По делу проходили четыре фигуранта, в том числе и сын бывшей хранительницы, однако реальный уголовный срок получил только Николай Завадский.
В марте 2007 г. Дзержинским судом г. Санкт-Петербурга Завадский был приговорен к пяти годам лишения свободы. Также суд удовлетворил иск Эрмитажа к Завадскому на сумму 7 млн 388 тыс. руб. Часть похищенных предметов была обнаружена и возвращена в музей.
Бытует мнение, что за Завадскими стояли более влиятельные люди.
Дискуссии о подделках
В Гербовом зале Зимнего дворца 25 ноября 2020 года открылась выставка, на которой был представлен ряд уникальных и подлинных, по мнению всех местных музейных экспертов, работ фирмы Фаберже, в том числе «Яйцо-часы Ротшильдов» 1902 года.
По официальной версии, предметы той выставки были переданы из музея в Баден-Бадене как вновь найденные императорские подарки.
Не все остались довольны этой версией. Лондонский арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников написал открытое письмо директору Эрмитажа, в котором назвал подделками и "вульгарным новоделом" ряд предметов на выставке "Фаберже ‒ ювелир Императорского двора".
Ружников отмечает, что все императорские яйца производились в единственном экземпляре, но предметы в Эрмитаже повторяют уже признанные оригиналами экспонаты в других российских музеях. В связи с этим, считает коллекционер, есть серьёзный повод сомневаться в подлинности целого ряда предметов на выставке.
В Эрмитаже отказывались обсуждать подлинность выставленных предметов. «Стиль и жанр так называемого "письма" делает "ответ" на него этически невозможным», – вот так витиевато отвечал Михаил Пиотровский, пока европейские специалисты и даже российские специалисты из других музеев называли предметы выставки «позорными копиями».
Терминология, которую нужно знать
Говоря о копиях и фальсификациях, надо строго разделять термины.
1) Авторская копия — это произведение создателя оригинального произведения, который вновь воспроизвел тот же сюжет спустя какое-то время. Знаете о знаменитом «Черном квадрате»? Так вот К. Малевич сделал несколько повторений «Черного квадрата». Одно из них хранится в Третьяковке (как и оригинал), другое — в Русском музее, третье — в Эрмитаже. А сколько раз Саврасов писал своих «Грачей», затрудняются сказать даже специалисты.
2) Копия — реплика произведения, сделанная другим автором. Обычно создание реплик связано с образовательными целями. Однако есть и «исторические копии». Всех, кто хотя бы раз побывал в самом знаменитом музейном комплексе Санкт-Петербурга, наверняка, впечатлил самый необычный зал Большого Эрмитажа, названный Лоджиями Рафаэля. Эти лоджии являются практически точной копией римского оригинала, созданного в Ватикане в Апостольском дворце. Созданы они в Эрмитаже были по велению Екатерины ll, когда императрица, недомогая, сильно заскучала в северной столице.
3) А уж кто из нас не жил рядом с копиями-репродукциями в советских «хрущевках»? Однако, помимо Васнецова, Саврасова, Крамского, Шишкина, Брюллова на советских почтовых марках даже красовался фламандский мастер XVII в. Антонис ван Дейк, которому посвящен целый зал в Эрмитаже.
Сейчас копию — репродукцию — любого известного произведения также легко купить в Интернете. Такие картины часто делают на специальном принтере (многие даже печатают масляными красками) или вручную. И в первом, и во втором случае разница с оригиналом будет очевидна — для интерьера сгодится, но, конечно, для выставки в музее не подойдет.
4) Если копия делается с целью выдать ее за оригинал — это уже подделка. Впрочем, более распространенная практика в мире фальсификаторов — сделать собственное произведение в стиле именитого мастера, с помощью красок, которыми тот пользовался и на старом холсте. А потом ещё и искусственно состарить. Правда, процесс это долгий и трудоёмкий. В последнее время чаще встречаются перелицовки: картину малоизвестного автора переделывают под знаменитого, затирают лишние элементы и ставят фальшивую подпись. Порой такие эксперименты попадают в музеи.
Сфабрикованное наследие Рембрандта
В Италии в 2021 году нашли подлинник картины Рембрандта «Поклонение волхвов». Это третья по счёту версия шедевра, созданного мастером в 1632–1633 гг. и утерянная на века. Первые две висят в художественном музее Гетеборга и в Эрмитаже. С третьей версией произошло чудо – картина висела в частной вилле, затем упала, после чего интеллигентные хозяева пошли её «чинить»... Тут-то всё и выяснилось.
С работами Рембрандта Харменса ван Рейна все время что-то происходит. Они теряются, находятся, снова исчезают и опять появляются, иногда сразу в нескольких вариантах.
Сотрудники Гетеборгского художественного музея и не настаивают на том, что их «Поклонение волхвов» – подлинник. Если читать подпись под картиной в этом музее, то там будет написано: «Школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 17-й век. Масло, дерево. 76х64,5 см».
Эрмитаж сейчас также не рискует утверждать, что владеет оригиналом. Экспонат представлен аналогично: «Школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 17-й век. Холст, масло. 71х65,8 см». Итальянская версия атрибутирована так: «Рембрандт ван Рейн. Поклонение волхвов.1632–1633. Масло, бумага, наклеенная на холст. 54х44,5 см».
Вроде бы и спорить не о чем? Но были и другие времена. Так, ещё в 70-х годах прошлого века известный специалист по голландской живописи и атрибуции старинных мастеров Ирина Линник утверждала, что «Поклонение волхвов» из коллекции Эрмитажа – подлинник. Конечно, такая экспертиза была праздником и сенсацией для культурной части государства... А теперь, пытаясь усидеть на двух стульях, руководство музея не спешит говорить, что именно представлено в музее.
Теория и практика заговоров
Ни один из мировых музеев не будет афишировать свои провалы и раскрывать публике, какой экспонат оказался подделкой, а какой является подлинным. Однако, периодически такие скандалы выходят наружу.
Так, десять лет кряду в Чикагском институте искусств красовалась скульптура «Фавн» якобы Поля Гогена. В 2007 году выяснилось, что это подделка. Как раз в разгар следствия над истинным автором — британцем Шоном Гринхолом. За свою преступную карьеру фальсификатор сделан сотни «новых старых» произведений, многие из которых до сих пор находятся в частных и музейных коллекциях, а их владельцы пребывают в сладостном неведении.
Конечно, для того, чтобы придать остроты данной публикации, мы могли бы назвать половину экспонатов Эрмитажа подделками и заявить, что большая часть из них давно находится в частных коллекциях. Но мы этого делать не будем, чтобы не обесценивать те факты, которые мы уже изложили, а их вполне достаточно для вывода, который созвучен старой русской поговорке: дыма без огня не бывает.
Проблема преступного отношения к великому наследию предков, которое хранится в Эрмитаже, безусловно есть. Она не афишируется, а порой просто превращается в фарс, как, например, в книге директора Эрмитажа Михаила Пиотровского «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа», которую тот написал, как будто насмехаясь над этой проблемой. Фигура самого же директора Эрмитажа не менее любопытна. Руководство Эрмитажа принадлежит одной семье на протяжении 60 лет.
Борис Борисович Пиотровский – сын потомственного дворянина и отец действующего директора М.Б. Пиотровского – заступил на свой пост директора уже советского Эрмитажа в 1964 году и оставался руководителем до 1990 года. С 1990 года до 1992 года Эрмитаж оставался без директора, конечно, формально. В некоторых источниках данный период называют "двоевластием", также указывая на то, как Б.Б. Пиотровский переживал из-за этого, в связи с чем и заработал инсульт. Что на самом деле произошло в этот период – никто и никогда не узнает, как никогда широкой аудитории не станет известно, как так вышло, что пост директора Эрмитажа перешёл по наследству? Намечается ли такая "монархическая" тенденция и дальше – пока неизвестно, выводы делать рано, но уже сейчас внук Б.Б. Пиотровского занимает далеко не последнее место в политической иерархии Санкт-Петербурга. Для такого потенциального кандидата на должность директора все двери, как говорится, открыты. В том числе, и двери Эрмитажа.