Найти тему
Дети Юнга

Архетипы ЭГО. НЕВИННЫЙ или ДИТЯ.

Невинный - это человек, который только что вышел из Рая. И в нём ещё свежа память о единении со всем миром, о блаженстве, о возможности получать всё необходимое. Рай, который он ощущал в материнской утробе и ещё немного после, теперь желательно сохранить. Поэтому архетип Невинного помогает создавать нужный образ — ту маску, которая обеспечивает нам принятие родителей, а затем и других людей. Это служит как бы гарантией их одобрительного расположения и заботы.

В транзактном анализе архетип Невинного соответствует эго-состоянию Ребёнка. Наш Внутренний Ребёнок является изначально Естественным: открытым, эмоциональным и творческим. Однако довольно скоро малыш понимает, что нужно соблюдать ещё и некие правила, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых, чтобы нравиться им. И вырабатывает в себе Адаптивную часть. То есть развивает ребёнка послушного, внимающего требованиям.

В такое время у родителей и иных опекунов может возникнуть соблазн воспользоваться этой детской зависимостью и гибкостью, и начать требовать от ребёнка слишком многого, делая его удобным, покладистым и бесхарактерным... Разгорается ужасная по своим последствиям внутренняя трагедия, которая будет стоить в дальнейшем слишком дорого. Ребёнок, подвергающийся подобной педагогике, может быть очень несчастным, невротичным и тревожным. Подробно и сострадательно об этом написано в книге "Драма одарённого ребёнка" детского психоаналитика Алисы Миллер.

В норме эту способность ребенка обучаться у старших, ориентироваться на них и слушаться - нельзя эксплуатировать. Она подарена не взрослым, а малышу - с тем, чтобы он смог стать частью культуры и достойным членом общества. Дисфункциональные родители, как правило, сами имеют слабое Эго и плохо справляются с жизнью. И это необязательно проявлено внешне, в виде материальных проблем или зависимостей. Речь, прежде всего, о том, как они справляются со своими эмоциями. Довольно часто они не справляются и используют ребёнка в качестве психологического костыля (чтобы выплеснуть на него свой гнев или тревогу, передать непереносимую вину или стыд). Конечно же, их поведение им кажется разумным, и нет осознавания происходящего. Но в итоге сын или дочь растут не для себя и не для общества, а для своих родителей, которые на них постоянно опираются. И это - весьма печальный опыт...

Маленький человек хочет, чтобы его любили, чтобы им гордились, и он готов стараться. Но важно помнить, что одним лишь адаптивным состоянием душа сыта не будет. Оно - всего лишь начало. Главная же задача - обрести индивидуальность. И если её подавлять, то уже в детстве психика кричит о помощи, образуя симптомы: различные формы навязчивых состояний, психосоматические явления, тревожность как таковую, субдепрессивные расстройства и другое. В здоровом проявлении Невинный ищет чувство социальной идентичности.

В подростковом и юношеском периоде - через моду, популярную музыку и принадлежность к группе сверстников. Во взрослом возрасте - через свою идентификацию с профессией и стилем жизни.

В раннем возрасте Невинное начало в каждом из нас рассматривает все доступные варианты и выбирает себе личность. Оно хочет быть частью мира, которому бесконечно доверяет. Но обратной стороной является некритичность... Ребёнок постоянно учится, но, вместе с тем, впитывает всё как губка: и хорошее, и плохое. Он некритично относится к семье или группе сверстников, куда хочет присоединиться. Поэтому есть риск перенять деструктивные представления о жизни, о мире и даже о самом себе. Так называемые негативные установки, с которыми имеют дело почти все психологи, не что иное как отпечатки на психике внешних влияний в нежном возрасте. Результат соответствия окружению.

В целом же архетип Невинного - очень светлый. В нём много надежды, веры и оптимизма. Человек приходит в мир с состоянием, которое выражено в гештальттерапии как "Я-окей" и "Ты-окей". Невинный именно так ощущает реальность. И только впоследствии оно может измениться. На более высоких уровнях, когда Искатель пройдёт все архетипы и вернётся в начало, его Невинный станет мудрее.

Из ребёнка своих родителей и общества он превратится в ребёнка Бога: через понимание, что он ценен уже по факту своего рождения, и что его реализация важна для самой природы.