По всей в квартире валялись старые черно-белые фотографии. Их было так много, что не оставалось ни сантиметра свободного, казалось их сотни тысяч. Тело пожилого мужчины обнаружилось в кресле перед телевизором. На столике лежали очки для чтения и книга по искусству. Поза погибшего была расслаблена и ничто не указывало на насильственную смерть. Тогда кто раскидал все эти фотографии? Прежде они хранились в коробках на антресолях и не видели белого света лет тридцать точно. Повсюду, на фотографиях были мертвые, в гробах, кроватях или сидящих в кресле. Пост мортем. Фотография после смерти.
***
Захару Ивановичу, хозяину квартиры, исполнилось девяносто пять лет. В весьма солидном возрасте мужчина отличался не плохим здоровьем, отлично себя чувствовал. Он жил один, полностью себя обслуживал. Хорошая квартира с ремонтом, продукты не из набора пенсионера, санаторий каждый год – все это Захар Иванович себе позволял с превеликим удовольствием. Откуда у него деньги никто не знал, да особо и не интересовался. Семьи у него не было, об этой страницы своей жизни он никогда не рассказывал. Хотя в спальне стояло две фотографии женщины и мальчика.
Пару раз в неделю к нему приходила женщина по имени Софья, которая убирала квартиру и готовила на несколько дней. В принципе служила домработницей и не жаловалась, условия ее устраивали, как и оплата. Старик любил поболтать обо всем на свете, но это женщину не смущало.
В то утро понедельника, Соня, как обычно, пришла к Захару Ивановичу. В квартире было непривычно тихо. Когда она нашла тело, ее мысли больше занимали фотографии, ведь не сам же он их рассыпал. Приехала машина за телом и полиция, пока все оформили время перевалило за полдень. Полиция при беглом осмотре нашла интересную бумагу – копия завещания хозяина квартиры, наследницей указана сама Соня.
Удивление, неверие и страх – первые эмоции, испытанные женщиной. Впоследствии все подтвердилось, нотариус предъявил завещание, составленное по всем правилам буквально за пару недель до смерти старика. Софья вступила в наследство, но не спешила с решением по квартире. Причину, почему Захар Иванович, сделал ей такой подарок, она так и не узнала.
Сама Софья жила на съемной квартире после развода с мужем. Когда-то ее жизнь была похожа на сказку, супруг был очень богат. В браке они прожили пять лет, после чего супруг нашел ей замену. Детей у них не было, зато был брачный договор, так Соня осталась ни с чем. Благо, хоть немного денег отложила, кое-какие побрякушки под предлогом утери, тоже спрятала. Как чувствовала скорый развод! Помощи ждать было неоткуда, все подруги отвернулись, ведь она уже не богата, и осталась одна. Первое время хваталась за все подряд, накопления быстро таяли. В ее подъезде жила старушка, которую знал весь район, и она всех знала, даже если ты только приехал, бабушка Женя уже знает. Она много помогала людям, когда-то работала в школе. С Захаром Ивановичем знакома очень давно, вот она то Соню и пристроила к нему в домработницы.
Поначалу они мало разговаривали, только по делу. Соня приходила, молча убирала, стирала и готовила. Однажды, во время уборки, ей попался старый советский фотоаппарат. Тогда-то она узнала, что ее хозяин знаменитый фотограф. Его печатали и в газетах, журналах, календарях, у него были персональные выставки. Приглашали снимать мероприятия, свадьбы. Работ у него было много. Что-то случилось, он потерял все, в том числе и семью. Но он никогда не рассказывал, а баба Женя только качала головой.
После смерти Захара Ивановича выяснилось, что у него никого нет и похоронят за гос счет. Соня занялась организацией похорон и поминок.
***
На сороковой день, Соня собрала соседей Захара Иванович, помянуть. Что-то сама приготовила, какие-то блюда купила в кулинарии. Пришло всего несколько человек из дома, все в преклонном возрасте. Посидели, помянули и к вечеру разошлись. В тот день, Соня решилась остаться впервые здесь ночевать.
Она искала что почитать, когда в столе обнаружился конверт, плотно запечатанный. На нем было написано ее имя «Софье». Значит для нее.
Внутри оказалась толстая тетрадь, в которой мелким почерком, что-то написано. Тетрадь полностью заполнена. Соня устроилась поудобнее на диване и принялась за чтение.
«Живая или мертвая энергия, она так же сохраняется в предметах. Фотографии пост мортем прекрасно сохраняли энергию мертвых. И когда их стало очень много, это превратилось в сгусток мертвой энергии, которая убивает все на своем пути.
Захар, в ту пору, еще молодой и начинающий фотограф, ездил по селам и райцентрам, где снимал свадьбы и выпускные. Тогда это было редкостью, что к фотографу не нужно ехать в город в ателье. Позже возвращался домой и проявлял пленку, после чего отправлял почтой. В те времена почта работала как часы, люди выписывали газеты и журналы, отправляли телеграммы и письма.
Как то он работал в одном небольшом селе, когда его попросили снять похороны. Захар сначала хотел отказаться, а потом подумав, согласился. Снимал он покойного главу большой семьи. Все собрались вокруг гроба с телом и торжественно смотрели в объектив. Гроб богато украшен бумажными цветами, покойник обряжен в светлую рубаху и до пояса прикрыт покрывалом. Восковое лицо хранило печать смерти, как сказали Захару, при жизни это был крепкий духом и физически сильный человек.
С того дня Захар начал снимать посмертные фотографии в селах и деревнях. В городе этот вид фотографии не пользовался особым спросом. Искусство «Post Mortem» в фотографии пережило свой пик в девятнадцатом веке, и в двадцатом пользовалось спросом в сельской местности. За эти фотографии платили больше, чем за свадьбы или портреты.
В селе Марьянка умерла Марфа Петровна, которую за глаза ведьмой называли. Он тогда снимал комнату в этом селе и много работал. Словно напасть какая-то случилась в округе – что не день, то похороны. Смерть косила всех без разбора. Лег спать здоровым и больше уже не проснулся. Среди жителей села ходили нехорошие слухи, обвиняли Марфу. Пиком ситуации стала смерть маленькой Анечки, внучки председателя местного колхоза. Разъяренные жители явились к бабкиному дому и без проса ворвались сначала во двор, потом и в дом.
— Чисто ведьма, ты только глянь! У всех все засохло, а этой во дворе цветы цветут. Вот и огурцы спеют. УУ, ведьма, — голосили местные бабы спеша в дом, — душегубка проклятая, — кричали они.
В доме стояла тишина, прерываемая только треском восковых свечей. Окна плотно зашторены, зеркала и буфет укрыты простынями. Посреди комнаты на табуретках стоял гроб, в котором покоилась бабка Марфа. Покойницу обрядили в лучше платье, белые платок. У гроба на стуле сидела молодая девушка, совсем ребенок.
— Померла что ль ведьма? – грубо спросила одна из женщин, остальные робко топтались у порога.
— Бабушка преставилась ночью, — тихо ответила девушка.
— А ты кто? Не знаем тебя, вдруг украдешь, — подозрительно смотрела на девушку эта баба
— Как вы можете! Я правнучка бабушки Марфы, Олеся. Неделю уже, как приехала за бабушкой ухаживать, — так же тихо ответила Олеся. – похороны завтра.
Все молча ушли, только одна старушка, которая рядом жила, осталась помогать девушке. Сама Олеся обратилась к Захару с просьбой о фотографии.
— Хорошо, цену я назвал. Утром приду, сделаю все. – сказал Захар
— Нет, вечером. После заката приходи.
— Света нормального не будет, фотографии не получатся. —возразил фотограф
— Все получится. Должно получится. – твердо с некоторым нажимом сказала Олеся.
Захару почему-то стало не по себе от этого заказа. Он снял много покойников, но страха никогда не испытывал, справедливо полагая, боятся нужно живых. До той ночи.
Фотограф вместе с фотоаппаратом пришел в дом покойной Марфы сразу после заката. Пока он ставил штатив, подбирал ракурс, внучка Марфы зажгла множество свечей, осветивших все вокруг. Захар порадовался, что не так давно, купил новую пленку для ночной съемки. Пленка была дорогая и вот сейчас появился шанс использовать ее.
Олеся вышла из комнаты, и как показалось парню, она вышла из дома. Он спокойно приступил к работе. Он уже представлял себе итоговые фотографии – мрачное торжественное напоминание о бренности бытия.
Очередной щелчок камеры, еще не много и он закончит. Вдруг, посторонний звук отвлек его от треноги с фотоаппаратом. Шелест жесткой ткани. Захар посмотрел на гроб не через глазок видоискателя и остолбенел. Покойница смотрела прямо в объектив! Мутные, подернутые пленкой глаза были широко открыты. И это была не игра света.
Захар в ужасе попятился и уже падая, зацепил затвор фотоаппарата, и он сделал кадр. Парень упал на пол и закричал в тот момент, когда обе табуретки под гробом развалились. Домовина с треском упала на пол. На его крик никто не прибежал, к удивлению парня. Он ринулся на выход и дернув дверь, понял, что она крепко заперта. В комнате покойной одна за одной гасли свечи, ледяной холод распространился по всему дому. Захар, бегом схватил треногу с фотоаппаратом, и стараясь не смотреть на упавший гроб кинулся к окнам. Окно не разбилось, слово оно сделано не из стекла. В гробу ворочалась покойная, как будто хотела встать. Парень едва ли не терял сознание от ужаса, стал шептать слова забытой молитвы, которой когда-то научила мать. Когда он в очередной раз попытался открыть дверь, только теперь с молитвой, она спокойно открылась. Выскочив на улицу, в прохладу ночи, Захар несся к себе как угорелый. Он боялся обернуться. Село еще не проснулось, главное первые петухи запели. Прибежав к себе, Захар отдышался, выпил воды и едва не рассмеялся – он так и не выпустил из рук камеру со штативом. Ему стало даже интересно, что же он снял. Осталось ли что-то на пленке? Если да, то ведь почти сенсация.
Страх улетучился, дождавшись утра Захар отправился к дому Марфы. Олеся была во дворе, что-то искала под крыльцом.
— Доброго утречка! – гаркнул парень. Олеся чуть не подпрыгнула от испуга.
— А, это ты фотограф. Отпустила тебя бабушка, повезло. Фотографии можешь не высылать. – грубо ответила Олеся. Тут во двор пришли мужчины, они боязливо топтались у калитки не решаясь войти. Олеся пошла к ним.
«Ну и ну, видать бабка и правда ведьмой была, а внученька меня скормить ей хотела» — подумал Захар, поежившись.
Через пару дней после похорон он вернулся к себе домой, в городскую квартиру. Первым делом занялся проявкой пленки, на что ушло несколько дней. На всех фотография были привычно мертвые лица, застывшие во времени, кроме тех самых. На фотографиях из дома бабки Марфы было что-то не так. Сначала он думал – дефект пленки, бывает, и все же решил проявить. Когда он стал смотреть их после проявки, сушки стало понятно, что это не дефект. На всех фото покойница смотрела прямо в объектив. И «смотрела» не фигура речи. Глаза Марфы были открыты, и она...стояла прямо перед камерой в тот момент, когда, падая он задел затвор.
Кровь заледенела в жилах от этой фотографии. Чем дольше он на нее смотрел, тем хуже было, фотография вытягивала из него силы и энергию. Он действительно был напуган и решил пока не снимать мертвецов.
В своем городе он открыл фотоателье и быстро стал местной знаменитостью. Стало модно иметь портрет от Захара. Работал он почти без выходных, спал прямо в студии. Едва он вспоминал ту фотографию, его начинало трясти от страха.
Однажды в студии он познакомился с улыбчивой Зиной. Они понравились друг другу, стали встречаться и через полгода поженились. Спустя еще год у пары родился сын. Захар по-прежнему много работал фотографом, теперь уже имея репутацию отличного фотографа, он брался не за все подряд. Он стал фотохудожником и весьма преуспевающим. О том, что снимал пост мортем, Захар старался не вспоминать, и никому не рассказывать, слишком жуткие воспоминания. Многие фотографии остались у него, по причине того, что он печатал по несколько копий на всякий случай. А некоторые клиенты в итоге не захотели забирать фотографии. Фотографии он сложил в коробки и спрятал в шкафу.
За пару недель до майских праздников, Захар раньше вернулся домой. В квартире стояла неестественная, какая жуткая тишина. Стараясь не шуметь, он прокрался в кухню. Никого! Ванна и туалет так же пусты. От этой тишины сводило скулы, холодели руки. Что-то не так, случилось нечто страшное.
Зоя обнаружилась в зале. Она сидела на полу, среди вороха фотографий мертвых. Женщина словно в трансе внимательно, деталь за деталью рассматривала каждую фотографию. На подушке рядом спал сынишка.
— Зоя? Радость моя, что ты делаешь? – тихо спросил Захар.
— Они мертвые, но как живые. Ты их видишь ведь? Они со мной говорят, — монотонный голос жены оглушил его. Он стоял и не мог пошевелиться. – Марфа не любит тебя.
От этого имени волосы зашевелились на голове у мужчины. Осторожно забрав ребенка, он вышел в прихожую и вызвал скорую помощь. Зою забрали в больницу, из которой она не вернется. Ее состояние ухудшалось с каждым днем, она часто с кем то невидимым вела беседы. Лечение не помогало. Через пять лет Зоя умудрилась покончить с собой.
Захар винил во всем себя. Жил вместе с сыном, много работал. Фотографии все так же лежали на антресолях в коробках.
***
Когда сын пошел во второй класс, они отправились в горы сняв комнату в селении. Захар, как обычно, брал с собой камеру, пленку. В то время в этом селе умерло сразу двое жителей: молодая женщина и старик. Хоронили их в один день, все село собралось на похороны, ну и Захар с сыном пошли. Фотограф, следуя старой привычке стал снимать процессию, покойника.
Вдруг, через видоискатель он увидел, как мертвые глаза распахнулись. Захар выронил камеру и пошатнулся. Сын в недоумении уставился на отца. В нему подошла женщина в платке лет шестидесяти и за руку увела с похорон. Она привела его в дом на окраине села, налила остро пахнущей жидкости и заставила выпить.
— То, что ты видишь – реальное. Это не игра воображения и ты здоров. – сурово проговорила она, глянула испуганного Захара.
— Почему я это вижу?
— Они, через тебя, пытаются зацепиться в этом мире. Не все, кто умер, хотели этого. Некоторые не осознают свою смерть. Фотография как бы замораживает этот момент, и частичка их остается в карточке. До сорокового дня душа еще на земле, потому и получается зацепить частичку души. А что такое душа? Это энергия. И вот фотография запирает в себе частичку души усопшего. Некоторые фотографии ведь получаются сильнее, другие слабее. Но все это мертвая энергия, она убивает.
— У меня погибла жена, вскоре, как нашла фотографии. – пробормотал фотограф.
— Да, она слишком приблизилась к ним. Ты для них веревочка, соединяющая их с миром живых, посредством фотографии. – проговорила она. – так не должно быть.
— Люди хотят оставить на память об усопшем его изображение. Что в этом плохого?
— Хранить память нужно в душе и сердце. Эти фотографии мертвые. Для сравнения возьми фото, где покойники и фото с живыми. Сам все увидишь. Бросай это дело, иначе быть большой беде.
Захар ушел, и даже не узнал, как зовут эту женщину. По окончанию отпуска, он с сыном вернулся домой. Мальчик пошел в школу, Захар на работу.
В первый рабочий день к нему обратился мужчина с просьбой запечатлеть его с супругой.
— Приходите завтра, до десяти утра я свободен. – сказал Захар.
— Э, завтра уже похороны.
— Не понял? – удивился Захар.
— Моя жена умерла. Что тут непонятного? Я хочу совместное фото. Вас мне рекомендовали как мастера в своем деле, — визгливо ответил мужчина.
— Я больше не снимаю в этом стиле.
Мужчина принялся его уговаривать и смог, Захар согласился. В тот вечер он задержался на работе дольше обычного. Когда его руки касались холодных рук трупа, его передергивало от ужаса. Себе он дал слово – это последний раз. Усадив мертвую женщину на стул, муж стал рядом и тем самым поддерживал тело. Глубоко вздохнув, Захар принялся за работу. Это снова повторилось, покойница смотрела на фотографа с едва заметной улыбкой. В этот раз он смог сдержать себя.
Вернувшись домой, он в ужасе застыл в дверях. По полу были раскиданы сотни его фотографий пост мортем. Сын нашел их, как когда-то его мать. Самого мальчика не было дома. И тут Захар все понял.
Он преступил какую то грань между мирами, подсмотрел мгновения жизни загробной. И это не всем мертвецам понравилось. Он для них проводник, он их раб. Стал рабом, когда продался за тридцать монет в первый раз. У мертвых нет чувств, им неведомо сострадание. Жажда жизни у мертвеца сильнее, чем у по настоящему живых. А через фотографии они живут.
Они забрали его сына. Захар знал наверняка, сына больше нет.
Так и вышло. Мальчика нашли только весной, когда сошел снег. Все эти месяцы, Захар работал как ненормальный, словно искал связь через покойных со своим сыном.
Когда мальчика нашли, Захар закрылся с телом в студии. Состояние трупа было весьма плохим, но умелый гримера действительно сотворил чудо. И не важно, что тело больше похоже на соломенную куклу, нежели на мальчика. Захар сделал сотни фотографий своего сына.»
***
« Никогда, никогда не снимайте мертвецов. Они не только останутся на карточке, они могут забрать все, что вам дорого. Пост Мортем страшная вещь. Не совершайте моих ошибок. Сам я не смог, рука не поднялась, но сожгите все до единой фотографии.»
Соня закрыла тетрадь. За окном забрезжил рассвет, на пороге новый день. Грустную и страшную историю прочитала она ночью. Она выполнила просьбу старика – собрала все фотографии мертвецов и сожгла в бочке. Когда они горели, ей чудились силуэты, поднимающиеся к нему и тихий шепот.
Спустя время, Соня сделала ремонт в квартире и стала там жить сама. К фотографиям стала относиться серьезно.
Примечание автора:
Этот рассказ навеян не фильмами, как многие сейчас начнут думать. В нашей семье хранятся многие десятилетия фотографии Post mortem. В прошлом веке это действительно было модно в сельской местности. Я не знаю, как в 50-80х годах было в городе с такими фотографиями, но думаю, тоже были.
Когда я впервые увидела такую фотографию, мне было лет восемь. Может я ее и до этого видела, но просто не обращала внимания. Будучи взрослой, я снова наткнулась на эти фото и мне стало жутко. Фотограф постарался, дедушка выглядел как живой. Много крупных планов, в черно-белом формате. Жутко и страшно.
Post mortem был популярен в 19-20 веке. В 19 веке изобрели дагеротип, что стало дешевым способом увековечить себя и близких. Тогда же появилась мода фотографировать недавно умерших. Особенно детей, так как в Викторианскую эпоху была весьма высокая детская смертность. Постепенно это получило свое направление в фотографии. Сейчас старинные фотографии пост мортем скорее для коллекционеров и историков. И я этому рада...