Из пасти и усов гигантского белого котенка сочится рубиновая жидкость. Под животным-оргиастический клубок лежащих Рубеновских обнаженных натур, некоторые держат чаши, чтобы собрать выделения, которые брызгают и покрывают их тела, как томатный соус человеческие спагетти. В воздухе, слева от головы котенка, парят четыре маленьких пучеглазых личика-трое мужчин и еще один кот-и смотрят с угрожающими улыбками, как зомби-горгульи.
Вот что происходит, когда вы просите Сальвадора Дали написать книгу о вине. Кошка с винными усами входит в число более чем 140 иллюстраций, содержащихся в малоизвестном вкладе испанского художника 1977 года.
Книга "The Wines of Gala", опубликована на закате карьеры Дали, за 12 лет до его смерти.
Привлекательное переиздание, размером с журнальный столик, следует за свежим изданием "Les Dîners de Gala", кулинарной книги Дали, первоначально опубликованной в 1973 году. Обе книги были написаны и посвящены жене и музе эксцентричного сюрреалиста, русской Елене Ивановне Дьяконовой, которую он окрестил Галой.
Текст книги был написан двумя французскими авторами: Максом Жераром, близким другом и соавтором предыдущих книг, и Луи Оризе, региональным инспектором французской системы защиты наименований (а также поклонником Божоле).
С точки зрения тона, их слова иногда отражают косое, отстраненное искусство художника. "Вино не только возбуждает наши интеллектуальные силы, но и создает их", - говорится в одном отрывке из главы "Великие красные бордосские вина".
"Подталкивая свои эфиры к мозгу, он изобретает новые синапсы и соединяет мысли, связывая удовольствие от создания с удовольствием от того, чтобы быть созданным".
Тем не менее, есть стимулирующие идеи, которые подчеркивают связь этой темы с искусством.
Например: "Одним из достоинств вина, вероятно, является его бесполезность. Человек, который просто выживает, может обойтись без него, даже игнорировать его. В этом отсутствии жизненной необходимости заключается величие напитка, освобожденного от всей неуместности удобного".
Разделенная на равные части, книга действительно представляет собой два в одном-энциклопедию и манифест. Первая половина, написанная Жераром, называется «Десять Божественных вин Дали» и посвящена некоторым любимым регионам и виноградникам Дали, таким как Бордо, великий Бургундский производитель Романе-Конти и итальянская Лакрима Кристи.
Вторая часть, озаглавленная «Десять праздничных вин», посвящена наполовину полному бокалу, в котором сильнее чувствуется вклад Дали. Она ставит своей целью классифицировать вина не по регионам, сортам винограда или сырому вкусовому профилю, а по эмоциональному воздействию. Например: вина радости, вина чувственности, вина легкомыслия и вина щедрости. Кроме того, именно здесь вина Гала с большей вероятностью вызовут споры среди энофилов.
Например, под винами радости видно уместность Божоле, Вальполичеллы и Виньо Верде – хрустящих, освежающих стилей, которые сегодня какой либо винный бар мог бы услужливо назвать "дешевыми и веселыми". Но Риоха кажется немного натянутой. Вино, выдержанное в течение длительного периода в тяжелом американском дубе, в эмоциональном спектре находится на полюсах, далеких от счастливого, фруктово-свежего Божоле.
В главе "чувственность" хочется видеть большего, чем банальная сладость Валентина, как в Сотерне, Барсаке и Монбазийаке, трех французских десертных белых. Интересно, а где же Шабли и шампанское, учитывая их предполагаемое родство хотя бы с устрицами? И есть сбивающие с толку повторения, как в Шиноне и Бургее, двух красных винах долины Луары на основе Каберне Фран, которые появляются как под винами радости, так и под винами эстетизма.
И все же в системе классификации Дали есть что-то вдохновляющее. Можно не соглашаться с его группировками, но главное-дух.
Книга читается как приглашение применить эмоции и настроения к вашим собственным любимым винным стилям и экстраполировать их, воображая новые категории.
В эти выходные мы, возможно, снова пролистаем эту книгу с бутылкой вина того, что теперь называют "винами субботнего вечера у настольной лампы".