В 2017 году в России в рамках инициативы «Стартап как диплом» студенты впервые защитили свои бизнес-проекты в качестве выпускных работ. Эксперты рассказали о преимуществах и недостатках такого подхода
Обучение на примере реального проекта
С 2021 года студенты 40 российских вузов вместо защиты традиционного диплома могут защитить свою бизнес-идею. Преимущества подхода объяснял декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Антон Гопка: «Обучение на примере реального проекта, который сразу становится для учащегося своим, меняет роли преподавателя и студента, меняет методологию. Для нас важно дать студенту попробовать сделать то, что кажется контринтуитивным. Такой подход к обучению позволяет учащимся проверить сложную гипотезу, не переживая за неуспех или потери».
С этим мнением согласился Александр Осадченко, директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ: «Главное преимущество такого формата защиты для студентов — изменение парадигмы мышления: из классической для студента исполнительской позиции перейти в позицию владельца проекта. Сегодня наиболее важным показателем востребованности выпускника является метрика time-to-project (время включения в проект). Сегодня нет времени ждать, пока работник разберется, переучится и пройдет адаптацию».
Нет четких критериев отбора бизнес-проектов
Несмотря на явный плюс нового формата, практическую ориентированность дипломной работы, он довольно медленно набирает популярность среди будущих специалистов. Дмитрий Боровиков, заместитель проректора ДВФУ и директор технопарка «Русский», объяснил, что «университеты считают стартапами разные сущности». То есть в одном вузе достаточно презентовать лишь идею, а в другом придется привлечь инвесторов и осуществить продажи.
Опрошенные студенты и преподаватели действительно назвали главной проблемой программы отсутствие единой документации и методологии. В этом вопросе мнение директора технопарка «Русский» таково, что допускать к защите следует только командные проекты, у которых есть MVP (прототип), понятная модель финансирования и потенциал масштабирования.
Нехватка квалифицированных кадров
Трудности при осуществлении инициативы вызывает и отсутствие квалификации у преподавателей. «Стартап как диплом» для университета — это драйвер для трансформации формата обучения. Появляется экспертный совет, привлекаются лидеры индустрий, постепенно эти люди входят в университет и становятся спикерами, преподавателями, экспертами, менторами и т.д. Если этого повода нет, если нет ярких проектов, то привлечь лучших практиков в стены вуза крайне сложно — в них просто нет необходимости. Нужно внедрять новые возможности, тогда на них придут практики», — пояснил Гопка.
Похожий путь трансформации описал академический директор программы MOOVE by Skolkovo MTS Александр Колегов: «Учебным заведениям нужно создавать больше условий для «гибридного» обучения, когда студенты, учась в магистратуре, помимо академических знаний работают над своим стартапом с более опытными предпринимателями. Учебные заведения должны обеспечивать среду, где команда встречается с предпринимателями. За счет этого возможен не только бизнес-результат, но и процесс самого обучения или практического применения знаний становится более ценным для студентов».
Сверхнагрузка на студентов
Очередная сложность инициативы «Стартап как диплом» — двойная нагрузка на будущих специалистов. Боровиков признался, что сразу после запуска инициативы у студентов ДВФУ действительно была как стандартная защита, так и выступление перед предпринимателями и бизнес-экспертами. Кстати, сами выпускники, столкнувшиеся с новвведением, отмечают, что это не было похоже на защиту двух дипломов и не вызвало больших трудностей. В любом случае в ДВФУ теперь все иначе. «Сейчас проходит одна защита, которая больше похожа на презентацию на демо-днях. Это своего рода питч про бизнес-составляющую проекта», — заверил заместитель проректора.
Несмотря на все сложности, запуск собственного бизнеса — хорошее подтверждение высокой квалификации, полученной в вузе. Среди главных преимуществ формата студенты отмечают работу над реальным полезным проектом, развитие прикладных навыков, а также общение с реальными экспертами, которые могут стать инвесторами и покупателями продукта.
Эксперты «РБК Трендов» о стартапах: