Найти тему
Мировая Экономика

Россия в рейтинге доступности бензина для населения

В эфире радио Спутник Михаилу Хазину был задан вопрос:

Оказывается, Россия оказалась на 15-й строчке рейтинга европейских стран по доступности бензина для населения. Жители нашей страны могут купить на среднемесячную зарплату более 1100 литров бензина АИ-95, ну для сравнения, граждане Люксембурга могут позволить себе около 2600 литров. В Великобритании этот показатель составил 2000 литров.

И, по данным тех же экспертов, цены на топливо в Европе в целом следовали за динамикой нефти. Brent стоил в среднем 80 долларов за баррель. В итоге, к началу 24 года, стоимость бензина в большинстве стран снизилась по сравнению с прошлым годом. Но вот Россия оказалась в 15 стран европейских по доступности бензина. Как вам кажется, что это?

Михаил Хазин:

Все эти рейтинги никакого смысла не имеют. Вообще никакого. То есть это даже обсуждать не интересно. Потому что, например, вы можете купить там 2000 литров вместо 1000 у России. Но если вы 80 процентов своей зарплаты отдаете как аренду за жилье, то какая вам разница? Ну и все.

Все рейтинги безотносительны к другим важным показателям
Все рейтинги безотносительны к другим важным показателям

Поэтому бессмысленно. Обсуждать надо очень сложную систему потребления. То есть, грубо говоря, что нужно человеку? Можно брать систему минимальную, то есть то, без чего человек жить не может. А можно брать систему оптимальную. Ну, для примера.

Сравнивать уровень жизни Соединенных Штатов в Америке и СССР в 80-е годы невозможно. Потому что в СССР в обязательном порядке в систему входило фактически бесплатное жилье, бесплатное очень сильное образование и, в общем, бесплатную медицину.

В Соединенных Штатах Америки вместо этого входили джинсы, туфли и так далее в неограниченном количестве. Да, разумеется, медицина специальная, она была в Соединенных Штатах Америки лучше. То есть, скажем, лечили от рака в США лучше. Система образования была, но очень дорогая. Ну и так далее и тому подобное.

То есть, до тех пор, пока вы не придумаете более-менее рациональную систему сравнения, такого рода рейтинги являются глупостью.

Ведущий. Рейтинги бесполезны, обсуждать их не будем, но давайте поговорим о заявлении главы Минэнерго России Николая Шульгинова, он заявил, что те вызовы, которые были в прошлом году, сохраняются и, возможно, даже по каким-то направлениям будет ужесточение.

Что это за вызовы? Не рыночная конкуренция, технические ограничения, санкционные, финансовые, логистические ограничения в части поставок оборудования, которое еще не локализовано на России. Все то же самое будет и в 2024 году.

С другой стороны, когда его спросили про цены на заправках, он сказал, что мы видим пока нулевой процент, по крайней мере, в ближайшие два месяца, то есть, как я понимаю, февраль-март, вот таковой ситуацией останется.

А дальше нужно наблюдать, потому что могут быть ситуации, связанные с разными моментами, в том числе с работой оборудования. Ну вот, как оцениваете эти заявления? С одной стороны, трудности, трудности, трудности. С другой стороны, по крайней мере, на ближайшие два месяца, говорит, нулевой прирост цен на бензин будет.

Михаил Хазин: Ну, посмотрим. Понимаете, мы же живем очень сложное время. У нас, как говорил один мой знакомый, много-много лет тому назад, если мировые цены на нефть растут, то цена на бензин в России растет, и это соответствует мировой экономической конъюнктуре.

Ведущий. Но факт в том, что если мировые цены падают, то цена на бензин тоже растет?

Михаил Хазин: А если мировые цены падают, то цена в России на бензин растет, потому что нефтяным компаниям нужно компенсировать убытки, которые они понесли на мировых рынках. Поэтому так же соответствует мировой экономической конъюнктуре, поэтому мировой экономической конъюнктуре соответствует исключительно рост цен в России на бензин, а спад цены соответствует экономической конъюнктуре.

По этой причине этим надо заниматься, этим должен заниматься антимонопольный комитет, который у нас вот тоже ничем не занимается.

Я напоминаю, что самый сильный рост цен у нас был из-за абсолютно идиотической логики, так называемого либерального налогового маневра. Дело в том, что во времена, когда премьер-министром был Владимир Владимирович Путин, а за ТЭК отвечал, я не боюсь этого слова, Игорь Иванович Сечин, великий и ужасный, то у нас была такая система, – у нас были низкие налоги на добычу нефти и высокая таможенная пошлина.

В результате нефть… доходы мы получали высокие от продажи нефти, а внутренние цены были низкие. Пришли либералы, сделали наоборот.

В результате, соответственно, выросли внутренние цены на бензин. То есть, фактически, сверхдоходы стали брать не с нефтяных компаний, а с граждан. Зачем? Это вредительство, абсолютно очевидно совершенно. Вот вам картинка.

Поэтому давайте сначала вы разработаете адекватную стратегию развития топливно-энергетического комплекса, доходов, налогов. А когда вы все это сделаете, после этого будем рассуждать. А пока все это спекуляция.

Ведущий. Пока стратегии такой нет, не существует, не разработано.

Михаил Хазин: Нет, нет. У нас вообще даже нет среднесрочной стратегии правительства.

Почему креативный класс только ускоряет экономическое падение. Михаил Хазин