Найти в Дзене
Байки из кабинета

О самом страшном в психотерапии или «Жесть»

Публикую перепост одной моей старой статейки, аж 2018 года, почему-то очень зашла многим. В процессе работы каждый психолог сталкивается с такими случаями, которые оседают тяжелым грузом на душе. Сегодня мне хотелось бы высказать некоторые соображения о том, что с этим делать. ⠀ Любой грамотный специалист скажет: «Иди на супервизию!» (и будет абсолютно прав). Но до супервизора нужно еще дойти, а плохо тебе прямо сейчас. ⠀ Я многим коллегам задавал такой вопрос: «Назови топ-3 самых страшных для тебя в работе тем». Чаще всего список был таким: • Острое горе (когда кто-то погиб только что) • Суицид (более всего детский и подростковый) • Сексуальное насилие (а от слова "инцест" коллеги часто начинают мелко дрожать). ⠀ Конечно, чем опытнее психолог, тем меньше страхов и тревоги он испытывает перед тяжелыми темами, но список этот был примерно одинаков как для новичков, так и для очень опытных коллег. ⠀ Когда 12-и летнюю девочку вытаскивают из петли, когда девочка-подросток рассказывает, ка

Из открытых источников
Из открытых источников

Публикую перепост одной моей старой статейки, аж 2018 года, почему-то очень зашла многим.

В процессе работы каждый психолог сталкивается с такими случаями, которые оседают тяжелым грузом на душе. Сегодня мне хотелось бы высказать некоторые соображения о том, что с этим делать.

Любой грамотный специалист скажет: «Иди на супервизию!» (и будет абсолютно прав). Но до супервизора нужно еще дойти, а плохо тебе прямо сейчас.

Я многим коллегам задавал такой вопрос: «Назови топ-3 самых страшных для тебя в работе тем». Чаще всего список был таким:

• Острое горе (когда кто-то погиб только что)

• Суицид (более всего детский и подростковый)

• Сексуальное насилие (а от слова "инцест" коллеги часто начинают мелко дрожать).

Конечно, чем опытнее психолог, тем меньше страхов и тревоги он испытывает перед тяжелыми темами, но список этот был примерно одинаков как для новичков, так и для очень опытных коллег.

Когда 12-и летнюю девочку вытаскивают из петли, когда девочка-подросток рассказывает, как её бьет кулаками по лицу отец, а после при ней же насилует её мать, когда взрослая женщина со спокойным лицом вспоминает, как забеременела в 13 лет, но вернувшийся пьяным домой молодой человек столкнул её с лестницы и она на 7-м месяце потеряла ребенка и сама закапывала его тельце в ближайшем лесу, вырыв могилу кухонным ножом.

Коллеги могут возразить, мол: "Если психолог проработал свои травмы, то его это не цепляет". Позволю заметить себе, что это чушь, господа. Если психолога эмоционально не цепляет рассказ клиента, то психолог скорее мертв, чем жив. Другое дело - как со всем этим быть?

Одна моя коллега сказала замечательную фразу: «Если повесил на груди табличку с надписью «Психолог», то готовься к тому, что однажды к тебе придет какая-нибудь жесть». И это правда.

Надо быть готовым, но не нужно бояться. Мы не застрахованы от того, чтобы «слипнуться» с клиентом и погрузиться с головой в его чувства, но с этим нужно уметь работать.

Так что предлагаю жить с девизом: "Может произойти любая жесть в будущем. Но я справлюсь."

Что самое интересное, часто накрывает-то нас уже после консультации, во время её все может быть и хорошо.

Вот что делаю я для того, чтобы привести себя в порядок:

• Прыгаю (громко топая ногами о пол или землю, это стряхивает напряжение)

• Матерюсь (когда прыгаю, чаще всего. Пускай со стороны это выглядит странно, но когда накрывает по пути с работы домой, то лучше это сделать прямо там, чем тащить с собой)

• Моюсь (не только когда слипся)

• Обращаюсь за помощью (коллеги, супервизоры, коты)

• Ем (без фанатизма)

Как Вы можете заметить, довольно простые и приземленные действия. И да, со мной они работают лучше всего (да и не только со мной). Что хорошо, почти все эти способы можно применить между консультациями.

И повторюсь, абсолютно нормально выпадать от того груза, что порой приносят клиенты. Важно справляться с этим. И для себя, и для клиента.

Байки из кабинета