Найти тему

Понимание посттравматического стрессового расстройства у детей: комплексный обзор. Часть 2. Причины возникновения

Оглавление

Перевод с английского

Источник фото: https://www.freepik.com/free-photo/little-boy-outdoors-upset-holding-his-toy_12976637.htm
Источник фото: https://www.freepik.com/free-photo/little-boy-outdoors-upset-holding-his-toy_12976637.htm

В первой части данного обзора мы говорили об особенностях диагностики ПТСР у детей разного возраста. Теперь поговорим о причинах возникновения.

Перрин и др. (2000) утверждают, что ребенок, у которого развивается посттравматическое стрессовое расстройство, имеет «нормальную реакцию на ненормальное событие».

Cуществует две категории провоцирующих событий, которые обычно предшествуют развитию посттравматического стрессового расстройства у детей: травматические события и жестокое обращение.

Травматические события

Наиболее очевидной причиной посттравматического стрессового расстройства у детей является воздействие конкретного травматического события, поскольку это единственное основное отличие посттравматического стрессового расстройства от других психологических расстройств (Perrin, Smith & Yule, 2000). ). Часто посттравматическое стрессовое расстройство возникает из-за необычных жизненных событий, возникновение которых обычно не ожидается в течение жизни человека (например, серьезная автомобильная авария). В других случаях травмирующее событие может быть жизненным событием, произошедшим в не ожидаемое время (например, смерть родителя в детстве), что может вызвать тяжесть реакции ребенка.

Ненормативный жизненный опыт

Перрин и др. (2000) утверждают, что ребенок, у которого развивается посттравматическое стрессовое расстройство, имеет «нормальную реакцию на ненормальное событие». Однако такие события могут быть повторными травмами или острыми.

Повторный контакт. Воздействие насилия в городских условиях может привести к посттравматическому стрессовому расстройству у детей и подростков. В этих обстоятельствах насилие определяется как вещи, которые могут произойти внутри сообщества людей, например, когда кого-то застрелили, или такие события, как перестрелка в автомобиле. Мацца и Рейнольдс (1999) обнаружили, что «подверженность насилию [существенно] связана с [посттравматическим стрессовым расстройством] помимо связи
с депрессией, суицидальными мыслями и демографическими факторами» . Это исследование показывает, что дети, которые подвергаются воздействию подобных ситуаций, подвергаются большему риску развития посттравматического стрессового расстройства по сравнению с другими сопутствующими расстройствами. В том же исследовании Мацца и Рейнольдс (1999) также было предположено, что посттравматическое стрессовое расстройство является лишь первым психопатологическим случаем, и что у этих детей позже в результате отсутствия лечения у них разовьется депрессия или суицидальные мысли.

Одиночная ситуация. Распространенными ненормативными жизненными событиями, возникающими при однократном воздействии, являются такие события, как домашние пожары и автомобильные аварии. Домашние пожары являются особенно заметным источником посттравматического стрессового расстройства, поскольку домашний пожар вызывает не только психологическую травму, но и потерю безопасной среды для ребенка и потенциальную возможность быть вытесненным из своего основного окружения (Greenberg & Keane, 2001). Гринберг и Кин (2001) обнаружили, что у 72% детей, у которых развилось посттравматическое стрессовое расстройство после пожара в доме, сохранялись посттравматические симптомы при измерении через 9 месяцев после пожара и после получения какого-либо лечения. Гринберг и Кин (2001) также обнаружили, что дети старшего возраста имеют более высокий риск развития посттравматического стрессового расстройства в результате домашних пожаров. Авторы пришли к выводу, что у детей старшего возраста, подвергшихся домашнему пожару, посттравматические симптомы продолжают проявляться из-за более развитой когнитивной функции. В частности, Гринберг и Кин (2001) предположили, что из-за более развитой когнитивной базы у детей старшего возраста возникают воспоминания или повторяющиеся мысли о событии легче, чем у детей младшего возраста, что способствует развитию и продолжению посттравматического стрессового расстройства. Гринберг и Кин (2001) также подчеркнули важный момент при обсуждении сроков изменения когнитивных функций у этих детей: поскольку у этих детей постоянно появляются симптомы, они хотят, чтобы лица, осуществляющие уход, знали, что только потому, что взрослые выздоровели от ситуации, это не означает, что дети также полностью выздоровели таким же образом или в те же сроки.

Посттравматическое стрессовое расстройство диагностируется «относительно часто» у детей, переживших автомобильные аварии (Mehta & Ameratunga, 2012, стр. 879). Если быть более конкретным, оказывается, что от тридцати до восьмидесяти процентов детей, попавших в автомобильную аварию, впоследствии развивается посттравматическое стрессовое расстройство (Pervanidou et. al., 2007). Даже «незначительные аварии» подвергают детей риску развития посттравматического стрессового расстройства из-за основных стрессоров ситуации (Mehta & Ameratunga, 2012, стр. 876). У детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия и впоследствии испытывающих посттравматическое стрессовое расстройство, возникает несколько симптомов. У маленьких детей особенно высока вероятность развития ночного энуреза или ночного недержания мочи в результате стресса, вызванного автомобильной аварией, в дополнение к типичным поведенческим проблемам или в их отсутствие (Eidlitz-Markus, Shuper & Amir). , 2000). Эйдлиц-Маркус и др.(2000) обследовали пятерых детей в возрасте до восьми лет (все дети были полностью приучены к горшку) и обнаружили регресс в их приучении к туалету. Они пришли к выводу, что, поскольку эти дети были такими маленькими и не осознавали травму, которую они пережили, это стало для них основной формой выражения своего страдания. Из-за поведенческих проблем, вызванных тревогой и посттравматическим стрессовым расстройством, у детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, также возникают проблемы в школе и недоверие к авторитетным лицам (Mehta & Ameratunga, 2012).

Нормативный жизненный опыт

У значительного числа детей наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства после смерти родителя или близкого человека (McClatchey & Vonk, 2005). Исследование последствий тяжелой утраты детей показало, что из сорока шести детей в возрасте от трех до шести лет почти половина детей все еще страдала от серьезных проблем, связанных с тяжелой утратой, через один или два года после смерти родителей. Когда ребенок находится в таком юном возрасте, потеря родителя может привести к посттравматическому стрессовому расстройству, поскольку он сталкивается со сложными процессами утраты. Сложную утрату можно определить как «неспособность вернуться к уровню работоспособности или состоянию благополучия, существовавшему до потери» (Prigerson et. al., 1993, стр. 23). Дети, переживающие этот сложный процесс утраты, испытывают симптомы, схожие, если не почти идентичные, с симптомами посттравматического стрессового расстройства (McClatchey & Vonk, 2005).

Дети с посттравматическим стрессовым расстройством из-за потери родителя демонстрируют «повторное переживание кошмаров [и/или] действий, символизирующих травму» (McClatchey & Vonk, 2005, стр. 288). Некоторые эксперты утверждают, что травма, полученная в результате внезапной утраты, «мешает процессу горя» (McClatchey & Vonk, 2005, стр. 290). Например, эти дети «неспособны справиться с задачей скорби, потому что даже счастливые мысли служат напоминаниями о травмах, [которые приводят] к навязчивому повторному переживанию» (Иглесиас и Иглесиас, 2005, стр. 184). Из-за сложного характера потери родителя ведутся споры о наиболее эффективном способе лечения детей, страдающих как тяжелой утратой, так и посттравматическим стрессовым расстройством. Иглесиас и Иглесиас (2005) предполагают, что гипнотерапия является лучшей практикой для этих детей. Их клиническое исследование помогло детям, попавшим в категорию посттравматических стрессовых расстройств с тяжелой утратой, помочь им преодолеть травматический характер смерти, чтобы они могли продолжить процесс скорби, и для детей в их исследовании это оказалось эффективным. (Iglesias and Iglesias, 2005).

Жестокое обращение

Жестокое обращение является еще одним важным источником посттравматического стрессового расстройства в жизни детей (De Bellis & Thomas, 2003). Жестокое обращение с ребенком может принимать различные формы. Однако чаще всего сообщается о физическом насилии, пренебрежении и сексуализированном насилии (Национальная статистика жестокого обращения с детьми, 2015). Обычно дети подвергаются жестокому обращению со стороны опекунов (De Bellis & Thomas, 2003). Почти 80% детей, страдающих от жестокого обращения, подвергаются насилию со стороны собственных родителей (Ван дер Колк, 2017). Кроме того, у детей, подвергшихся любой форме жестокого обращения, уровень распространенности посттравматического стрессового расстройства выше, чем у взрослых, у которых наблюдаются аналогичные случаи воздействия (De Bellis & Thomas, 2003).

Физическое насилие

Физическое насилие можно определить как «физический вред, причиненный [ребенку] неслучайно [его] родителями или опекуном» (Wechsler-Zimring & Kearny, 2011, стр. 601). Если нет очевидных признаков физического насилия, неудивительно, что о нем могут не сообщать. Однако дети, подвергающиеся физическому насилию, могут выражать свое беспокойство в более поведенческих проявлениях посттравматического стрессового расстройства. Как уже упоминалось, поскольку дети не обладают такими же возможностями, как взрослые, выражать свои чувства, их поведение обычно говорит об их чувствах (Jabour, 2015). Например, дети с посттравматическим стрессовым расстройством, подвергшиеся физическому насилию, склонны выражать свой дистресс либо реакциями «борьбы», например, воспроизведением грубого физического поведения на сверстниках или братьях и сестрах, либо реакциями «бегства», такими как «избегание» при воспроизведении травмы в игре или демонстрации того, что они вообще не могут реагировать (Van der Kolk, 2017, стр. 406).

Большинство исследований, демонстрирующих связь между посттравматическим стрессовым расстройством и жестоким обращением, сосредоточены на жестоком обращении, происходящем в семье. Однако домашняя обстановка – не единственное место, где может иметь место физическое насилие, а насилие в любой обстановке может привести к посттравматическому стрессовому расстройству. Например, как показано Хайман и др. (1988), насилие может также иметь место в школьной среде. Экстремальные телесные наказания могут привести к посттравматическому стрессовому расстройству у детей (Hyman et. al., 1988). Хайман и его коллеги (1988) обнаружили, что в одном случае в небольшом городке в Западной Вирджинии у детей, подвергшихся жестоким физическим наказаниям, развились психосоматические симптомы, связанные с посещением школы. После того, как выяснилось, что учительница подвергает детей жестоким наказаниям, ее уволили и арестовали за жестокое обращение с детьми. Однако год спустя несколько семей обратились за психологической помощью для своих детей и сообщили о симптомах, сходных с тем, что сейчас считается посттравматическим стрессовым расстройством у детей: гипервозбуждение, ночные кошмары, регресс к более молодому поведению (например, энурез и сосание пальца) и поведенческие проблемы. Очевидно, что последствия физического насилия над детьми, даже если оно применяется с дисциплинарной точки зрения, оказывают на детей более серьезные последствия, чем думают многие воспитатели.

Безнадзорность

Безнадзорные дети подвергаются «повышенному риску развития посттравматического стрессового расстройства» (Koenen & Widom, 2009, стр. 570). Пренебрежение детьми можно определить как «неспособность родителя обеспечить основные потребности ребенка и обеспечить надлежащий уровень ухода» (Wechsler-Zimring & Kearny, 2011, стр. 601). В мире зарегистрировано более 3 миллионов случаев пренебрежения ежегодно в США (Van der Kolk, 2017). Тем не менее, что интересно, похоже, не существует большого количества исследований причин посттравматического стрессового расстройства у детей. Существующие исследования показывают, что пренебрежение детьми, как правило, сочетается с другими формами насилия, например, физическим или сексуализированным, каждое из которых может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка (Wechsler-Zimring & Kearny, 2011). Принимая во внимание эти факты, важно подчеркнуть серьезность пренебрежения детьми, поскольку само по себе пренебрежение является одной из наиболее распространенных форм жестокого обращения с ребенком (Wechsler-Zimring & Kearny, 2011).

Как и в случае с сексуализированным насилием, во многих случаях пренебрежение исходит от опекуна ребенка (Van der Kolk, 2017). Кроме того, когда ребенок страдает от ненадежной привязанности к своему опекуну из-за непостоянства в уходе со стороны опекуна, например пренебрежения, это в конечном итоге повлияет на его отношения и способность сообщать о своем горе, заставляя его пытаться «саморегулировать» свои эмоции (Van der Kolk, 2017, стр. 404). Эта попытка саморегуляции может выражаться в форме посттравматического стрессового расстройства с такими симптомами, как деперсонализация, дереализация, воспоминания о травме и поведенческие проблемы (Van der Kolk, 2017). Интересно отметить разницу в отношении возраста: когда дети являются подростками, пренебрежение ими может привести к проблемам преступности среди несовершеннолетних, например, к совершению насильственных преступлений и аресту (Van der Kolk, 2017). Подростки, которые попадают в центры содержания под стражей для несовершеннолетних, с большей вероятностью страдают посттравматическим стрессовым расстройством, вызванным пренебрежением в молодости (а также физическим или сексуализированным насилием; McNair et. al., 2019). Продолжая тему пренебрежения и безопасной домашней обстановки, бездомная молодежь также подвергается более высокому риску развития посттравматического стрессового расстройства; примерно у трети бездомной молодежи наблюдаются посттравматические симптомы (Аратани, 2009).

Домогательство

Роуэн и Фой (1993) обнаружили, что «дети, которые чаще подвергаются сексуализированному насилию, с большей вероятностью [чем дети, страдающие от других видов насилия] развивают посттравматическое стрессовое расстройство» (стр. 9). сексуализированное насилие обычно определяется как «использование [ребенка] для сексуальной стимуляции (взрослого)» (Wechsler-Zimring & Kearny, 2011, стр. 601). Более конкретное определение включает «сложную совокупность переживаний, в которых взрослый ребенок или ребенок старшего возраста использует ребенка для сексуального удовлетворения и может включать, помимо прочего, изнасилование, нежелательные прикосновения, угрозы сексуализированного насилия, эксгибиционизм и использование детей в порнография или секс-бизнес» (McTavish et. al., 2019, стр. 196). Однако во многих случаях насилие не раскрывается до тех пор, пока эти дети не достигнут гораздо более старшего возраста, и в результате у них диагностируется посттравматическое стрессовое расстройство с отсроченным началом (Rowan & Foy, 1993). ПТСР с отсроченным началом возникает, когда ребенку не поставлен диагноз или симптомы не проявляются в течение как минимум шести месяцев после травмы (Дела ветеранов, 2018). Вполне вероятно, что у этих детей диагностировано отсроченное начало, потому что они никому не рассказывали о своем опыте до тех пор, пока не прошел первоначальный месячный период обследования (Rowan & Foy, 1993).

В прошлом утверждалось, что сексуализированное насилие над детьми не является и не должно считаться «тяжелой травмой», поскольку оно не всегда имеет физические последствия (Rowan & Foy, 1993, стр. 17). Тем не менее, существуют серьезные эмоциональные последствия сексуализированного насилия, такие как повторное переживание травмы и избегание раздражителей, что доказывает, что оно попадает в категорию травмирующих событий, которые могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. Кажется, что стигма, стоящая за сексуализированным насилием над детьми, и способность ребенка раскрыть то, что оно произошло, лежат в основе проблемы при попытке диагностировать у ребенка, подвергшегося сексуализированному насилию, посттравматическое стрессовое расстройство. Например, из-за частого обвинения жертвы ребенок может чувствовать себя некомфортно, рассказывая о событии, потому что повышенная вина из-за посттравматического стрессового расстройства может заставить его чувствовать, что это его вина, а не то, что с ним случилось что-то не так (Walker et. al., 2004). Тем не менее, посттравматическое стрессовое расстройство по-прежнему возникает, когда ребенок не раскрывает или не может в молодом возрасте сообщить о том, что произошла эта травма. Фактически, способность раскрыть то, что произошло, а также подтвердить это и положительно отреагировать на это является неотъемлемой частью предотвращения посттравматического стрессового расстройства после сексуализированного насилия (McTavish et. al., 2019).

Существуют также гендерные различия в распространенности и симптомах посттравматического стрессового расстройства после сексуализированного насилия над детьми. Как правило, жертвами сексуализированного насилия и вызванного этим посттравматического стрессового расстройства являются женщины (McTavish et al., 2019). Фактически, вероятность развития посттравматического стрессового расстройства у девочек в два-шесть раз выше, чем у мальчиков, если источником расстройства является сексуализированного насилие (Walker et al., 2004). Более того, исследования показывают, что мальчики с меньшей вероятностью признают, что с ними произошло сексуализированное насилие (Walker et. al., 2004). Молодые мальчики могут даже не понимать, что происходящее с ними является сексуализированным насилием из-за «процессов социализации», когда дело доходит до обсуждения полового акта (Walker et. al., 2004, стр. 113). Например, гендерные роли могут заставить мальчика почувствовать, что это то, что должно происходить в его возрасте, а не что это неуместно. У мальчиков и девочек также проявляются разные симптомы посттравматического стрессового расстройства после сексуализированного насилия. Например, молодые девушки склонны проявлять черты интернализации и задумчивости, тогда как мальчики проявляют их внешне, например, посредством агрессивного поведения (Walker et. al., 2004).

Полный обзор: http://www.inquiriesjournal.com/articles/1871/understanding-post-traumatic-stress-disorder-in-children-a-comprehensive-review

Наш телеграм-канал: https://t.me/psypedia_org