Найти тему

Понимание посттравматического стрессового расстройства у детей: комплексный обзор. Часть 1. Диагностика

Перевод с английского

Изображение: https://pixabay.com/ru/users/lysogsalt-5149124
Изображение: https://pixabay.com/ru/users/lysogsalt-5149124

Для любого человека, у которого диагностировано посттравматическое стрессовое расстройство, являются абсолютными три критерия: симптомы должны длиться в течение одного месяца, они должны вызывать жизненные трудности и не должны быть вызваны какой-либо другой диагностируемой причиной или побочными эффектами медикаментозного лечения (Veteran's Affairs, 2018).

Дети от одиннадцати лет и старше. Чтобы диагностировать у ребенка в возрасте одиннадцати лет или старше посттравматическое стрессовое расстройство, его оценивают с использованием тех же восьми критериев посттравматического стрессового расстройства из DSM-V, которые используются со взрослыми во время клинического собеседования (Veteran's Affairs, 2018). По данным Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и охране психического здоровья (SAMSA), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) среди взрослых формально определяется восемью критериями, обобщенными следующим образом:

Критерий А: существует контакт с травмирующим событием (таким как смерть, травма или насилие) путем непосредственного переживания или свидетельствования такого события или путем изучения подробностей от близкого друга или члена семьи, где услышаны или переданы экстремальные подробности травмирующего события.

Критерий B: по крайней мере, один или несколько навязчивых симптомов, связанных с травмирующим событием после того, как событие произошло, включая навязчивые мысли, тревожные сны, вызывающие дистресс, флешбеки (или реконструкция у детей), психологический дистресс или реакции на сигналы, которые вызывают воспоминания о событии.

Критерий C: избегание стимулов, связанных с травмирующим событием, после того как событие произошло, либо путем попыток избежать связанных с ним чувств, либо внешних напоминаний, связанных с травмирующим событием.

Критерий D: по крайней мере два или более симптома негативного настроения или мыслей, проявляющихся неспособностью вспомнить событие (или его аспекты), низкой самооценкой, ощущением вины, негативным аффектом, отсутствием интереса к деятельности, добровольной изоляцией от других, отсутствием позитивного аффекта.

Критерий Е: два или более симптома изменения возбуждения или реактивности, возникающие после события, проявляющиеся раздражительностью, саморазрушительным поведением, повышенной возбудимостью, пугливостью, отсутствием концентрации, проблемами со сном.

Критерий F: ощущения, соответствующие критериям B, C, D и E, сохраняются более одного месяца.

Критерий G: Чувства предшествующих критериев вызывают значительное ухудшение повседневной деятельности или дистресс.

Критерий H: расстройство не вызвано какими-либо другими заболеваниями или веществами. Кроме того, при постановке диагноза необходимо уточнить наличие диссоциативных симптомов (таких как деперсонализация и дереализация) или отсроченной экспрессии (симптомы появляются через шесть месяцев после события ) (SAMSA, 2014, стр. 82-83).

Особенности диагностики у детей:

Дети от одиннадцати лет и старше. Чтобы диагностировать посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка в возрасте одиннадцати лет или старше, его оценивают с использованием тех же восьми критериев посттравматического стрессового расстройства из DSM-V, которые используются для взрослых во время лечения.

Дети от семи до одиннадцати. В дополнение к стандартным критериям DSM-V существуют дополнительные инструменты, которые можно использовать для оценки симптоматики. Эти специфические диагностические дополнения существуют потому, что дети в возрасте до одиннадцати лет, по-видимому, не обладают такой же вербальной способностью выражать свои чувства и мысли, связанные с возникновением события. Например, шкала посттравматического стрессового расстройства, применяемая врачом для DSM-V – детской / подростковой версии (CAPS-CA-5), используется среди детей в возрасте от семи до одиннадцати лет. CAPS-CA-5 состоит из сокращенной анкеты, в которой содержится больше вопросов, соответствующих возрасту, и вариантов ответов с картинками, чтобы помочь в диагностике посттравматического стрессового расстройства, а ответы суммируются с единым показателем тяжести расстройства для ребенка.

Дети до шести лет. Необходимо сосредоточиться на поведенческих проявлениях детей, а не на их вербальном воспроизведении события, поскольку у маленьких детей происходит дезактивация зоны Брока (которая отвечает за речь), когда спрашивают о травме. Более того, поскольку дети в возрасте до шести лет не могут вербально выразить свои чувства по поводу события, существуют дополнительные инструменты, которые используются для диагностики посттравматического стрессового расстройства. Например, в дополнение к более специализированной версии интервью с ребенком проводятся интервью с родителем. В частности, детей в возрасте до шести лет просят «свободно обсудить» травму. Для этого ребенку необходимо сначала нарисовать что-то, о чем он может рассказать историю, а затем постепенно переходить к тому, чтобы попросить ребенка сделать то же самое с травмирующим событием, узнать, что он чувствовал в тот момент и как он с этим справляется, чтобы правильно оценить тяжесть посттравматического стрессового расстройства.

Полный обзор: http://www.inquiriesjournal.com/articles/1871/understanding-post-traumatic-stress-disorder-in-children-a-comprehensive-review

Наш телеграм-канал: https://t.me/psypedia_org