Найти в Дзене
Археология+

КАТАЛОНИЯ НА ВОЛГЕ: ГОТО-АЛАНЫ В ВОЛГО-КАМЬЕ

Богачев, 2019

Наименование многих стран, провинций, территорий связано с этнонимами – названиями тех или иных некогда существовавших и существующих сегодня народов: Чехия – чехи, Франция – франки, Удмуртия – удмурты, Ломбардия – лангобарды…

По одной из аргументированных версий название испанской провинции Каталония (Гото-алания) восходит к этнонимам двух раннесредневековых народов – германоговорящих готов и ираноязычных аланов. В эпоху раннего средневековья, которую небезосновательно называют временем Великого переселения народов, мобильные отряды этих воинственных племен, пройдя всю Европу, обосновались на Пиренеях.

Как выясняется сегодня, не менее значительным было их продвижение в противоположном направлении – в Поволжье и Прикамье.

Однако, прежде чем обратиться к конкретным фактам, подтверждающим гото-аланское присутствие в этом регионе, необходимо вкратце рассказать читателю о том, что же это были за племена.

Готы – германоязычный европейский народ, широко расселившийся по Европе в I тыс. н.э. Наиболее достоверное описание ранней истории готов дано у раннесредневекового историка Иордана в его труде «Getica». Согласно ему готы и гепиды происходят из Скандинавии. Первоначально они поселились в дельте Вислы, откуда в течении нескольких поколений продвигались на юг. По мере продвижения готской культуры на юго-восток в их этническую среду вливались сарматы, карпы и другие племена. «Многолюдные готы» исторических источников III – IV вв. были ничем иным, как конгломератом различных народов, идентифицирующих себя на социальном и национальном уровне с объединением, возглавляемым готскими родовыми кланами. Готы в течении IV в. поддерживали интенсивные контакты с Римской Империей, имевшие как военный, так и мирный характер. Гото-римские контакты были юридически оформлены договором с императором Константином Великим в 332 г. Готы обязывались не пропускать прочих северных варваров к берегам Черного моря и Нижнего Дуная, к границам империи. Они брались поставлять до 40 тысяч рекрутов в римскую армию и по призыву императора участвовать в военных предприятиях империи. Взамен готы получали выплаты в серебре, поставки продуктов и одежды. Именно эти контакты способствовали расцвету их культуры. На IV в. приходится наибольшее число поселений и могильников. Какая-то часть готов была христианами. Еще в 325 г. митрополит Готии ставит свою подпись под документами Вселенского собора в Никее. В IV в. среди готов проповедовал арианское христианство полугот Вульфила. Не вполне ясен вопрос о том, как в готском обществе соотносились две группировки, известные по письменным источникам: вестготы (визиготы) и остготы (остроготы). Не исключено, что они представляли как бы «две ветви власти»: Атанарих был представителем старой родовой аристократии вождей-жрецов, а Германарих – вождей-военных. Неясной остается и граница двух готских группировок – остготов-остроготов-гревтунгов (степных готов) и вестготов-визиготов-тервингов (лесных готов). Разделение на визиготов и остроготов, согласно Иордану, произошло «по каким-то своим причинам» не ранее середины IV в. накануне нашествия гуннов. В то время термины «визиготы» и «остроготы» еще не несли в себе понятие «восток-запад». Такая ассоциация с готами восточными и западными, возникла позже, когда и те и другие находились уже в Испании и Италии. Благополучие конгломерата различных племен под эгидой готских королей - рухнуло в 70-х годах IV в., когда с востока обрушилось страшное нашествие безжалостных кочевников – гуннов. Король остготов Германарих погибает и они подчиняются власти завоевателей. Вестготы во главе с Атанарихом пытались сопротивляться на Днестровском рубеже, но были разбиты. Большая часть вестготов осенью 376 г. столпилась на берегах Нижнего Дуная и просила императора Валента разрешения поселиться в империи. Валент разрешил, но местные чиновники не смогли обустроить быт беженцев. Те взбунтовались. Брошенная против них римская армия была разбита вестготами в битве под Адрианополем в 378 г. Однако готы не сумели воспользоваться плодами своей победы. Началось долгое блуждание готской армии-народа по Европе вплоть до Италии, Галлии, Испании. Оставшиеся на своих местах в Северном Причерноморье остготы еще какое-то время (вплоть до середины V в.) продолжают быть носителями материальных традиций черняховской культуры. После ряда поражений гуннов в Европе (454 г. битва при Недао) против кочевников восстают некогда подчиненные ими народы, и в частности остготы. Гунны были вынуждены уйти из Среднего Подунавья обратно в Причерноморье и далее на восток. Оставшиеся в Причерноморье остготы, опасаясь мести гуннов, бежали на запад. Черняховская культура прекратила свое существование. Ушедшие на запад племена создали Государства вестготов в Южной Франции и Северной Испании и остготов Великого Теодориха в Италии. Остготское королевство пало под ударом византийских войск Юстиниана, а вестготское государство было уничтожено под натиском франков и арабов. Готы исчезли со страниц истории, растворившись во вновь образованных этнических обществах. Одним из этноопределяющих (готских) элементов черняховской культуры являются так называемые большие (длинные) дома столбовой конструкции. На территории Ульяновской области при раскопках городища Старая Майна были найдены точно такие же сооружения [Богачев, 1991].

Большой дом столбовой конструкции V в. н.э. Городище Старая Майна Ульяновской области
Большой дом столбовой конструкции V в. н.э. Городище Старая Майна Ульяновской области

Аланы – одно из сарматских племенных объединений, вышедших на этно-политическую арену в I веке н.э. Именно в это время в римских, китайских и закавказских письменных источниках появляется этноним «алан». Иосиф Флавий, Мовсес Хоренаци, епископ Амвросий сообщают, что в 72 г. по наущению Иверии аланы «вместе с прочими дикими и неукротимыми племенами» совершили опустошительный набег на Армению. На протяжении I в. аланы находятся непрерывно в центре всех событий в Закавказье, активно участвуя в них на стороне Картли (Грузии). В 135-136 гг. аланы совершают набег на Албанию и Мидию. Во II в. они играют заметную роль в политической жизни Боспора: наместниками Европейского и Азиатского Боспора были выходцы из аланской среды. В начале IV в. происходят совместные боевые действия алан с Картли и армянами против Ирана. То есть согласно источникам первых четырех веков нашей эры аланы находились в непосредственной близости к Закавказью. Это подтверждается и археологическими источниками: погребения в катакомбах (характерный признак аланских комплексов) исследованы на Северном Кавказе. В последней трети IV в. аланы были вынуждены подчиниться, напавшим на них гуннам. С этого времени аланы и гунны выступают в Европе как единая военно-политическая сила. Однако на рубеже IV – V вв. между ними начинаются стычки, закончившиеся к 407-408 гг. расторжением алано-гуннского союза. В канун 406 г. аланы, перейдя по льду Рейн, ушли из Паннонии в Галлию, в 409 г. перевалили Перенеи, в 412 г. перешли на сторону римского войска, а в 429 г. вместе с вандалами ушли в Африку. В конце 30-х годов V в. аланы, союзники Рима, поселены в Галлии. После смерти гуннского вождя Аттилы карта Европы перекраивается. И аланы заселяют Нижнюю Мезию и Малую Скифию. В 40-50-е годы V в. северокавказские аланы, возможно вместе с гуннами, совершают победоносный поход на Картли. В VI в., согласно Прокопию Кессарийскому, аланы занимают территорию от пределов Кавказа до Каспийских ворот (Дарьяльское ущелье). В это время они выступают как союзники Ирана. Исследователи полагают, что для этого периода выделяется две группировки аланских племен: западная и восточная [Ковалевская, 1984]. При этом, если восточные аланы были неустойчивы политически и выступали на той стороне, где им в данный момент было выгоднее, то западные проводили более четкую политическую линию, придерживаясь традиционно дружеских отношений с Византийской империей. К концу 70-х годов VI в. аланы (очевидно жители равнин и предгорий), по сведениям Менандра, ненадолго попали в политическую зависимость от тюрок Турксанфа. Возникновение в VII в. Хазарского каганата и политическая его активность на полтора века почти полностью вытеснили имя «алан» со страниц письменных источников. В районе Пятигорья археологами исследовано большое количество аланских катакомбных могильников и аланских крепостей середины I тыс. н.э. Именно этот район можно считать той территорией, где располагалось основное ядро алан и откуда аланское население продвигалось на запад, в верховья Кубани, и на восток в районы современной Кабардино-Балкарии, Осетии и Чечено-Ингушетии в VIII-IX вв.

Итак: геманцы и сарматы… Когда же впервые пересеклись их дороги?

Вот, что писал авторитетнейший исследователь этой проблематики М.Б. Щукин: «Два импульса – скандинавский, готский, и центральноазиатский, сарматский, – вызвали целый цикл каких-то передвижений и смещений населения не только в Центральной Европе и в Поднестровье, но и в лесной зоне Восточной Европы. Период от начала I в. до начала II в. был, по всей вероятности, повсеместно достаточно бурным. В ходе разворачивавшихся в этом периоде событий имели место и первые сармато-германские контакты, подготовившие, возможно, почву для переселения готов в Причерноморье» [Щукин, 2005, с. 71]. Польский археолог Г. Добржаньская полагает, что во II – III вв. небольшие группы сарматов могли жить в германской этнической среде на территории пшеворской культуры и подвергнуться культурной ассимиляции.

Один из наиболее ярких эпизодов союзничества готов и алан дан Аммианом Марцеллином в описании Адрианопольской битвы, состоявшейся в августе 378 г., между римлянами и варварами: «А готская конница между тем вернулась с Алатеем и Сафраком во главе вместе с отрядом алан. Как молния появилась она с крутых гор и понеслась в смертельной атаке, сметая все на своем пути» [Аммиан Марцеллин, 2005].

На территории Венгрии исследованы могильники, связанные с заселением региона «гото-аланско-гуннскими группами, последовавшему в 379-380 гг. в правление Грациана под предводительством Алатея и Сафрака» [Шаламон, Баркоци, 1982, с. 42].

Здесь мы должны объяснить читателю: каким же образом археологи распознают этнос того или иного, погребенного многие сотни лет назад, человека? Все дело в том, что и тогда, и сегодня люди хоронили и хоронят своих сородичей согласно неким традиционным, присущим определенному народу, идеологических представлениям (канонам). Исследуя те или типы и элементы погребального обряда (кремация, ингумация, форма могилы, положение костяка, ориентировка по сторонам света, наличие или отсутствие поминальной пищи, погребального инвентаря и проч.) археолог приближается к пониманию этно-культурных характеристик погребенного.

Особый интерес в этом плане представляет костюм, ибо традиционный костюм у разных народов существенно отличается. Он является неким комплексом вещественных символов и знаков, маркирующих принадлежность его носителя к определенному этносу, полу, возрасту и сословию. И «лишних» деталей в нем не может быть по определению.

Реконструкция женского готского костюма (слева) по материалам могильника Лучистое в Крыму (реконструкция Э.А. Хайрединовой) и реконструкция (А.В. Богачев) женского костюма по материалам погр. 43 Коминтерновского II могильника (Татарстан).
Реконструкция женского готского костюма (слева) по материалам могильника Лучистое в Крыму (реконструкция Э.А. Хайрединовой) и реконструкция (А.В. Богачев) женского костюма по материалам погр. 43 Коминтерновского II могильника (Татарстан).

Известный специалист в области раннесредневековой археологии А.К.Амброз, изучавший конкретный тип украшений-застежек, писал: «В литературе иногда встречается мнение, что фибулы – легко переносимый предмет и потому в отличие, например, от керамики, они не могут служить этнографическим признаком культур. Сопоставление ареалов фибул с ареалами археологических культур опровергает это необоснованное утверждение. За распространением фибул, как и других предметов, всегда скрываются отношения людей» [Амброз 1966, с. 9].

Другими словами, если германскую застежку-фибулу нашли в захоронении «за тридевять земель» от Рейна, то достаточно велика вероятность того, что погребенный был этническим германцем.

Эта вероятность значительно возрастает, если в захоронении найдено не одно, украшение, а целый набор таковых (фибула, серьга, пояс, гребень и проч.), то есть собственно весь костюм в комплексе (в комплекте).

Авторитетный исследователь раннесредневекового костюма А.В. Мастыкова отмечает, что двухфибульный костюм сопровождался, как правило, бусами, серьгами с многогранником на конце, браслетами с расширенными концами и поясными пряжками: «все это типично для женского костюма восточных германцев в римское время и эпоху Великого переселения народов» [Мастыкова, 2008, с. 369]. Более того, по мнению исследовальницы «за пределами восточногерманского мира, например, в северной Галлии или степной Украине, такой костюм (именно костюм, а не отдельные фибулы) появляется в исключительных случаях, всегда свидетельствующих о физическом присутствии каких-то групп или отдельных лиц восточногерманского происхождения» [Мастыкова, 2009, 150].

Еще раньше связь парных двупластинчатых фибул с культурой готов отмечал М.Б. Щукин, но с небольшой поправкой: «женский костюм с парой двупластинчатых фибул на плечах явно восходит к носителям, точнее носительницам, черняховской культуры… Возможно такое платье даже называлось «готским» но название даже и тогда было бы условным, носили его дамы и других народов, да и культура была, как уже говорилось, конгломератом различных этнических элементов» [Щукин, 2005, с. 236 – 237].

В середине I тыс. н.э. на Средней Волге проживала крупная группировка славян (именьковская археологическая культура), мигрировавших в регион из районов Поднепровья [Матвеева, 2003]. Анализ домостроительных традиций Старо-Майнского городища (Ульяновская область) позволил нам предположить, что в этой миграции приняли участие и германские племена готов [Богачев, 1991].

Археологический материал, полученный в последние годы подтвердил это предположение. В частности на ряде могильников Волго-Камья (Коминтерн, Кушнаренково, Бирск, Ново-Турбаслы) были найдены как отдельные элементы готского костюма (фибулы, полиэдрические серьги, пояса, бусы), так и готский костюм в комплексе.

Погребения (ингумация и кремация) и погребальный инвентарь из Коминтерновского II могильника (Татарстан).
Погребения (ингумация и кремация) и погребальный инвентарь из Коминтерновского II могильника (Татарстан).

Помимо этого, на некоторых могильниках региона (Бирск, Коминтерн), была найдена стеклянная посуда, а также поясные накладки в виде свастики, совершенно не характерные для этого региона, но в то же время достаточно часто встречающиеся в германских материалах Причерноморья и Южной Европы.

Достаточно наглядную картину дает сопоставление материалов двух захоронений, находящихся за тысячи киллометров друг от друга: достоверно готского погребения № 410 из могильника Дюрсо близ города Новороссийска [Дмитриев, 1982] и захоронения № 43 из Коминтерновского могильника из районов Нижнего Прикамья [Казаков, 1998].

Два эти комплекса схожи вплоть до деталей: скелеты лежат вытянуто на спине, головой на север (северо-запад), присутствует ритуальная напутственная пища в виде костей животных, имеются керамические грузики-пряслица. В головах (справа от черепа) находится стеклянная рюмочка на ножке; у правой руки – нож. Если говорить об элементах костюма, то они в значительной степени идентичны: парные пластинчатые фибулы на плечах, браслеты на руках, пояса, серьги с многогранником на конце, пронизки и цепочки, бусы из стекла и янтаря.

Все перечисленные выше признаки характерны для готских захоронений.

Вместе с тем, в вышеупомянутом погребении из Коминтерновского могильника присутствуют детали погребального обряда (подбой в южной стенке могилы, череп и конечности коня) и инвентарь (кольцевые подвески с выпуклинами, детали конской упряжи) не характерные для германских захоронений. Однако для сармато-алан той эпохи все эти признаки достаточно типичны [Богачев, 1998; 2011].

Если посмотреть шире, то в материальной культуре населения, проживавшего на пограничье славянского мира именьковской культуры (Самарская Лука, Средняя Белая, Нижняя Кама) фиксируются элементы, не характерные для средневолжских славян. Это литые фигурки коньков и антропоморфные амулеты [Богачев, 2011]. Аналогичные им найдены на юге Восточной Европы, в районах, контролируемых сармато-алананскими племенами.

Таким образом, у нас есть основания говорить, что в середине I тыс. н.э. на окраинах «именьковского мира» проживали выходцы из гото-аланской этнической среды.

Примерно такая же ситуация зафиксирована в Центральной Европе. «В Паннонии с остготами и аланами Алатея и Сафрака связывают… могильники «типа Чаквар», но местные, провинциально-римские элементы в обряде погребения и в инвентаре столь сильны, что остается предположить: если готы здесь и были, то жили они совместно с местным населением, возможно на правах постоя, собственных поселений и могильников, собственной культуры они создать или не сумели, или не успели» [Щукин, 2005, с. 393].

Ввиду того, что, как было, отмечено выше, и готы и аланы в разных регионах Европы зачастую выступали в качестве воинов-наемников, мы не исключаем возможности, что и в Волго-Камье, нанятые славянами-именьковцами, они выполняли функцию пограничной стражи.

Материалы из Италии и юга Франции (слева) и из Среднего Поволжья и Предуралья.
Материалы из Италии и юга Франции (слева) и из Среднего Поволжья и Предуралья.

Об археологических и топонимических свидетельствах перемещения Готов вы можете посмотреть в видео Археология+ Путями готских королей

Литература

Амброз А.К. Фибулы юга европейской части СССР (II в. до н.э. – IV в. н.э.) // Свод археологических источников. Вып. Д1-30. – М., 1966.

Аммиан Марцеллин. Римская империя / Пер. с латинского Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни. – М., 2005.

Богачев А.В. Большой дом Старо-Майнского городища // Археологические исследования в лесостепном Поволжье. – Самара, 1991.

Богачев А.В. Кольцевые подвески с выпуклинами I тыс. н.э. // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). – Самара, 1998.

Богачев А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в середине I тыс. н.э. – Саарбрюкен, 2011.

Дмитриев А.В. Раннесредневековые фибулы из могильника на р. Дюрсо // Древности эпохи Великого переселения народов V– VIII веков. – М., 1982.

Казаков Е.П. Коминтерновский II могильник в системе древностей эпохи тюркских каганатов // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). – Самара, 1998.

Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы. – М., 1984.

Мастыкова А.В. Женский костюм Центрального и Западного Предкавказья в конце IV – середине VI в. н.э. – М., 2009.

Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV – VII вв.: Именьковская культура. – Самара, 2003.

Шаламон А., Баркоци Л. Археологические данные к периодизации позднеримской Паннонии (376 - 476 гг.) // Древности эпохи Великого переселения народов V – VIII веков. – М., 1982.

Щукин М.Б. Готский путь. – СПб., 2005.