Найти тему
Валерий Грачиков

«Давайте спасать челюскинцев на шарах-прыгунах», - предложил инженер Чижиков

Челюскинская эпопея стала реально эпичным по размаху событием, в котором нашлось место и подвигам, и ругани, и даже кругосветным путешествиям с почти нулевым результатом. И глупости место нашлось тоже.

Если говорить о вариантах быстрого вывоза людей со льдины, то реальными были два решения: самолеты и собачьи упряжки. Причем в этой северной дали вообще-то недалеко от ледового лагеря имелись неплохие самолёты кроме двух "дышавших на ладан" машин на Чукотке. Только находились они на Аляске, а просить американцев не хотелось. Вместо этого устроили эпопею.

Собачьи упряжки тоже реально готовили, мобилизовав чукчей. Но в итоге их заняли под транспортировку бензина в Ванкарем, а спасать людей решили самолетами.

-2

На всякий случай готовили даже такой экзотический транспортный вариант как полет на дирижаблях. Для этого на Дальний Восток перебросили две дирижабельные команды и сами "летучие корабли" в разобранном виде. Отправили все два советских дирижабля, имевшихся на тот момент в наличии. Правда, дальше Владивостока они не уехали, но зато советские дирижаблисты получили опыт переброски через всю страну, хоть он больше никогда и не пригодился.

И если дирижабли были экзотикой, но теоретически вполне реальным техническим решением, то предложение инженера Чижикова спасти челюскинцев с помощью шаров-прыгунов выглядело несколько экстравагантно. Но, тем не менее, занятым людям приходилось тратить на обсуждение всего этого свое время. Потому что иначе можно угодить под обвинение в «зажимании инициативы и невнимательности к поданным идеям» - любое предложение снизу следовало рассмотреть, изучить и составить на него аргументированный ответ. В результате приходилось собирать совещания по обсуждению идейных идей вроде спасательный операции на шарах-прыгунах.

-3

Эту тему ведь реально обсуждали, даже протокол сохранился:

«Протокол совещания БРИЗа при управлении воздушной службы ГУ СМП

9 марта 1934 года

Повестка дня: разбор предложений по спасению экипажа «Челюскина»...

2.Слушали

Предложение инженера Чижикова о спасении челюскинцев при помощи шаров-прыгунов.

Постановили

Шары-прыгуны для доставки челюскинцев на берег неприемлемы: не имеется легких и портативных газодобывательных установок для снабжения челюскинцев газом.

Шары-прыгуны целесообразно применять на одного человека и в одиночку, а не группами, как предлагает тов. Чижиков, т.к. последнее увеличивает громоздкость и усугубляет опасность.

Отсюда предложение т. Чижикова о связках, группах шаров неприемлемо.

Пользование шарами требует весьма основательной предварительной тренировки, иначе прыгающий может попасть в трещину, полынью и т.д. и даже разбиться. Инструкторов по этому делу нет, тип шара-прыгуна не разработан. Первые опыты были неудачны.

Направлять в лагерь челюскинцев группу людей на шарах с берега - нецелесообразно, т.к. рассчитать большую перемену ветра почти невозможно. Группы прыгающих людей может разбросать ветром в различных направлениях. Последнее создаст новые точки, которые нужно будет в свою очередь спасать другими средствами, что создаст ещё более невыгодные условия.

На основании всего изложенного совещание считает предложение инженера Чижикова неприемлемым…»

Насколько же терпеливые люди работали в БРИЗе ГУ СМП! Это какое же хладнокровие и стальные канаты вместо нервов надо иметь, чтобы вот так, спокойно, по пунктам тонко намекнуть: товарищ Чижиков, мы тут делом занимаемся, а вы нам всякую ненаучную фантастику предлагаете! Но зато инженер Чижиков со своими шарами-прыгунами теперь навсегда связан с челюскинской эпопеей.

Фото из журнала «СССР на стройках»: «Воздух для нас стал таким же родным, как земля и вода. Смело отправляются к облакам советские воздухоплаватели. На легких шарах-прыгунах шлифуют технику пилотажа будущие командиры воздушных кораблей»
Фото из журнала «СССР на стройках»: «Воздух для нас стал таким же родным, как земля и вода. Смело отправляются к облакам советские воздухоплаватели. На легких шарах-прыгунах шлифуют технику пилотажа будущие командиры воздушных кораблей»

Справка для понимания идеи товарища Чижикова, представленной на фотографии выше:

Шары-прыгуны представляли собой небольшие аэростаты, на которых совершали «прыжки» на высоту до 20-30 метров. При некотором опыте и попутном ветре тренированные "прыгуны" даже перемещались в нужном направлении.

Сами шары в начале 30-х годов делали на «Дирижаблестрое» и регулярно использовали на всяких культурно-спортивных мероприятиях оборонного характера, проходивших под лозунгом "воевать будем малой кровью и на чужой территории", особенно под патронажем Осоавиахима. Вот только в использовании этого чуда воздушной техники имелось столько подводных камней, что в итоге дальше проектов дело так и не пошло.

Вот такие предлагались шары для спасения челюскинцев...

---------------

Протокол заседания БРИЗа опубликован в журнале «Родина» №2 за 2024 год.