Чтобы работать с привязанностью необходимо понимать, как она формируется. Привязанность начинает формироваться с самого рождения ребенка. И это объясняет, почему в русскоязычном пространстве очень много людей с ненадёжной привязанностью. В 20 веке в СССР дети в основном рождались в роддомах, где сразу же разделялись с мамой, маме приносили ребенка только раз в 3 часа для кормления. При таком режиме грудное вскармливание наладить в дальнейшем очень сложно, поэтому малыши уже с самого появления на свет не ощущали себя в безопасности. Потом мамы рано выходили на работу и детей отдавали в ясли. Было ли там должное внимание к каждому?! Безусловно, нет. В основном фундамент закладывается в возрасте до 3х лет, когда ребенок развивается во взаимодействии со значимым взрослым.
Потом уже сформированная привязанность претерпевает изменения. При понимании этого механизма, привязанность можно и нужно корректировать. Если вдруг пришлось маме расстаться с малышом (разные бывают ситуации), и вы понимаете, что сейчас будет угроза для формирования привязанности ребёнка, то тут очень важно понять, а как я могу на это влиять, Прежде всего, можно влиять своим отношением к ребенку. Если у мамы самой надёжная привязанность, если она спокойна, уверена в себе как в маме, то ей успешно получится эту привязанность ребёнка исправить и дать ему тоже основу вот этой надёжности и безопасности.
С возрастом привязанность может изменяться в зависимости от того, какие люди нас окружают, какие отношения мы с ними выстраиваем. Но основа все же в младенчестве закладывается и находится на уровне бессознательного, поэтому это может быть для многих совершенно неочевидная история.
Именно по этой причине сейчас приветствуется «золотой час» после рождения ребенка, совместное пребывание мамы и новорожденного, помещение ребенка в стационар вместе с родителем.
Предлагаю проанализировать свое детство, первые 3 года жизни своих детей, подумать, есть ли угроза формирования ненадежной привязанности?!