Всем привет, сегодня мы поговорим о перспективах велосипедного рынка на ближайшие несколько лет.
Любой рынок, включая и велосипедный, одинаково реагирует на массовый отток известных марок из-за санкций тем, что наполняет его альтернативным товаром. Те, кто в последние 5-6 лет следили за всеми изменениями в данной сфере, могут отметить две главные тенденции. До применения мировых санкций на импортную продукцию, мировые велосипедные бренды стали постепенно расти в цене, что привело многие Российские сетевые компании к решению о выпуске «собственных брендов». Таким образом, в очень короткое время, в крупных сетях по продаже велосипедов, стали как грибы, появятся велосипеды, стоимость которых, решала вопрос по удовлетворению потребительского спроса на бюджетные модели и модели среднего класса. Из них наиболее известными стали: OUTLEAP, WELT, HORH, STERN (бывший NORDWAY), ASPECT и им подобные.
Потребителя, который не предъявлял особых запросов к выбору среднего ценового сегмента, такой модельный ряд вполне устраивал. Цена на подобные велосипеды была ниже, чем на мировые бренды, комплектация велосипедов значительно отличалась от откровенных «ашан-байков» в лучшую сторону, а сетевая гарантия вселяла уверенность в саму покупку.
Если же говорить о велосипедах от мировых брендов, то несмотря на тот факт, что многие из них давно производятся в Китае, их качество сборки и комплектации подтверждала сама марка. Другими словами, приобретая вел с именитым брендом на раме, вы гарантированно получали более высокое качество рамы (низкий вес, современные технологии обработки труб, качественная сварка, отличное ЛКП, соответствие современным тенденциям и т.д.), качество сборки и оригинальность комплектующих. Правда в последние годы, эти параметры начали заметно снижаться, а экономии на смазке новых компонентов, начали подвергаться даже Шимановские запчасти. По итогу, многие компании просто ушли с Российского рынка, предоставив благоприятную среду для отечественных и сетевых марок велосипедов. Казалось бы, вот она удача, только производи и продавай. Но вот беда, санкции коснулись не только стоковых комплектаций, но и самих комплектующих. Поэтому пытаясь снизить уровень розничных цен, сетевые марки, начали комплектоваться уже второстепенными брендами комплектующих, что в целом снизило уровень надёжности их узлов.
Вот здесь и проявили себя Китайские производители, которые стали массово производить велосипеды под собственными брендами. Как это странно не звучало, но именно Российские сетевые марки, сделали все, чтобы приучить Российского потребителя к более дешёвой альтернативе. А когда эта альтернатива стала ещё дешевле, оказалось что возникла ситуация обострённой конкуренции с прямыми производителями.
В целом, ты можешь сколько угодно заказывать велики и их комплектацию под свою сеть магазинов, но с заводом, которые их производит и выкидывает на рынок под своей маркой, ты конкурировать не сможешь. При этом нужно отметить что качество выпускаемых моделей от Китайских производителей, все время растёт. И на это есть свои причины. Вы можете подумать что Китайские марки конкурируют с сетевыми в России, но это не так. Здесь нет конкуренции. Конкуренция может быть только между Китайскими марками в целом, или между производствами полного цикла, начиная от сварки и покраски рам и заканчивая финальной сборкой и упаковкой.
Если несколько лет назад такое понятие как «Китайский велик», ассоциировалось только с дешёвым ширпотребом, который разваливается за год, то сейчас качество великов из Китая растёт прямо на глазах. Посмотрите на копии GT, которые сейчас производят сразу два вело-завода. Да, рама более тяжёлая и искушённый потребитель, предпочтёт купить на Б/У рынке оригинальную модель (кстати я прогнозирую рост цен на брендовые модели ушедших марок, на Б/У рынке). Но таких не так много, а желающих купить вел с классической трансмиссией 3х9, с гидравликой, на втулках с промами, да ещё за 30 тысяч, по-прежнему достаточно. Сейчас появляются велики с 10 скоростной и 11 скоростной трансмиссией, розничная цена которых не больше 40 тысяч. Сравните эту цену с любой брендовой моделью, и почувствуйте разницу. А некоторые из них уже комплектуются оригинальной Шимановской трансмиссией. Так что придраться уже не получится. Ну и что что рама тяжелее? Кому-то велик нужен в первую очередь, чтобы просто ездить, что по сути является его основной функцией.
При этом нужно чётко понимать, что в борьбе за потребителя, Китайские производители проводят весьма гибкую политику в отношении минимального количества поставок и закупочных цен. Это говорит о том, что любой небольшой магазин, может торговать конкурентноспособным товаром наравне с крупными сетевыми игроками вполне свободно.
При этом многие производители запчастей, перевели своё производство на новые «китайские рельсы», тем самым уменьшив розничную стоимость своей продукции, что весьма оживило рынок онлайн-торговли через маркет-плейсы. Ярким примером этого стари знаменитые ротора от SHIMANO марки RT76 на алюминиевых пауках, которые до этого производились исключительно в Японии. При одинаковом качестве изготовления и стали, стоимость японских роторов в среднем составляет от 6 до 8 тысяч за шт, а китайских от 2,5 до 3,5.
Теперь, чтобы собрать велосипед на свой вкус и требования, можно заказать все комплектующие на любом маркет-плейсе. Причем выбор рам, ободов, втулок, систем и прочего, только ширится, не говоря уже о повышении их качества. Одних только втулок на Китайском рынке, имеется как минимум с двух десятков разных марок, в том числе и аналогов дорогих брендов. А разница в цене, дает возможность менять их гораздо чаще, не говоря уже о доступности подшипников, барабанов и прочих комплектующих на замену. При это качество самих втулок постоянно растёт. Если раньше и того же бренда KOOZER имелись недостатки в конструкции (ось часто ломалась), то сейчас у модели 490PRO ось хромолевая. Другим любопытным примером является марка GOLDIX, чьи втулки являются практически полной копией знаменитых втулок DT, при стоимости в разы ниже. И подобное наблюдается практически во всем спектре велосипедных запчастей.
Да, рынок крутых именитых запчастей из США и Европы, тоже пока остаётся, что хорошо. И если ты «богатый буратино», то сможешь потратить свои 5 золотых, на авито площадке, где заранее подготовившиеся продавцы (честь им и хвала) уже привезли в Россию все что тебе нужно, причём в довольно широком ассортименте. Пару лет назад он был более чем скромен. Но если говорить о большинстве, предпочитающем велосипед не дороже 50 тысяч, то здесь, Китайцы начинают уверенно лидировать.
Попытки мировых брендов создать достойную конкуренцию ещё имеют место быть. Недавно я собирал из коробки МЕРИДУ, цена которой на ОЗОНе около 32-х тысяч. Но кроме рамы, ничего ценного в этой модели уже не осталось. Так как комплектующие такие же дешёвые как и на Китайских великах. А есть велики из Китая, которые уже круче по комплектации. И в чем тогда преимущество той же МЕРИДЫ? Только в раме? Но лично я, очень редко видел сломанные рамы, включая и рамы от дешёвых марок.
Вы спросите, а как же рынок Российских производителей? Отвечу просто, его нет. Вместо этого рынка, есть лишь его имитация, за редкими исключениями (например марка НЕЙТРИНО, которые красавчики во всех смыслах этого слова!). Пока Российские бренды не начнут выпускать рамы и комплектующие собственного производства (Польша ведь выпускает свои марки, и они пользуются спросом по всему миру, включая и Российский рынок), ни о каком Российском рынке речи идти не может, не говоря уже о достойной конкуренции. Да, выпуск компонентов трансмиссии дело непростое. Но остальное мы можем выпускать, если построить соответствующий завод, оснащённый оборудованием по формовке алюминиевых труб, производству ободов, роторов, втулок и т.д. В нашей ситуации, конкуренцию Китайским производителям можно составить только в качественном сегменте. Выпускай самые крепкие рамы и обода, и будет тебе счастье. А если ещё их красить как следует, то и Польша подвинется. Но кто будет вкладывать такие деньги, если есть привычка заказывать все на стороне?
Поверьте, лично я с удовольствием бы ездил на раме отечественной марки, и не только с удовольствием но и с гордостью. А пока нас ждёт полный передел велосипедного рынка, что с одной стороны хорошо для регулировки цен, заработка для мастерских и в целом широкого потребительского выбора. А с другой стороны, это не даёт Российской экономике дополнительного роста, не говоря уже о надеждах на появление полноценной Российской марки.
Да, дешёвый сегмент Китайских великов по прежнему имеет место быть. Узнать такие велики не сложно. Обычно это тяжеленная рама, очень дешёвые механические тормоза и ротора (срок службы от месяца до полугода, менять на такие же лучше сразу с калипером, так как отдельно колодки стоят чуть меньше), либо гидравлика которая не живёт больше пары месяцев, необслуживаемая вилка с приваренной к штанам вилки гориллой, трансмиссия с виду похожая на Шимано или её аналоги, обязательная NO NAME трещотка, дешевые обода которые иногда гнутся от монтажек при замене камеры, очень дешёвая резина с виду напоминающая пластик, обязательно тонкие стальные неразборные шатуны и вырвиглазная расцветка. А главное цена!!! Подобные велики я называю «купленные на сдачу в супермаркете». Любая система не может жить без поддержки её пользователей, и такой сегмент жив благодаря желанию некоторых соотечественников сэкономить.
Но это временное явление, уверяю вас. Как и временно существуют откровенно мошеннические магазины на «алике» и «озоне», которые заведомо продают копии хороших запчастей. Все эти поставщики и производители продают свой товар по привычке, так как Российский «мамонт» ещё не перевёлся. Но другие магазины, которые делают ставку на репутацию и качество уже наступают им на пятки. Так что тем, кто в комментариях, уверенно называют старые модели GT или других брендов - барахлом и старьём, передаю огромный привет! Скоро и этого не останется.
Многие Китайские марки уже вовсю перенимают опыт своих брендовых коллег, делая на недорогих рамах конусные стаканы и скрытую проводку. А впереди рамы на осях, которые уже продают по отдельности, и стоимость этих рам разбивает в пух и прах конкурентов. Опять таки, я повторюсь что это пока касается бюджетного и среднего ценового сегмента велосипедов и запчастей. Любители двух-подвесов, могут оставаться спокойны. Их тихий и уютный мирок пока не тревожат, пока...
Отдельно хотелось бы сказать пару слов о новой линейки компонентов SHIMANO - CUES. Идея интересная и вполне понятная. Только вот качество продукции и желание подсадить полностью на свою линейку, заранее попахивает проигрышем. Да, долгое время SHIMANO и SRAM были лидерами рынка вело-компонентов. Но сейчас, любая попытка придать своим компонентам оттенок эксклюзивности, только снизит уровень продаж. И это видно потому насколько редко ставят новую линейку на заводские модели. При этом только слепой не замечает роста качества и продаж компонентов от Микрошифт и L-two. А сколько марок одновременно начинают выпускать их конкуренты? Даже SUNTOUR со своими недорогими вилками, начинает смотреться бледно на фоне массового производства «воздушек» от Китайских брендов, где заменить тот или иной узел не составляет труда. Что будет когда Китайцы выпустят копию ROCKSHOX, качество которой будет выше? Ведь многие мастера отмечают что эти вилки будучи новыми, буквально нуждаются в нулевом ТО. Уже сейчас есть приличная гидравлика от Китайских производителей, которая по качеству не хуже знаменитой серии XT, при цене 4-5 тысяч за комплект, и это не шутка. Другими словами, за комплект ХТ можно приобрести три комплекта аналогичных тормозов, и пользоваться ими по мере выхода из строя. И все это без регулярной переборки и прокачки, что стоит денег. Я уже не говорю о количестве разных марок кассет, роторов, грипс, педалей и прочего.
А стратегия Шимано (точнее её отсутствие), напоминает в прошлом стратегию известной компании SEGA, которая в чистую проиграла фирме SONY с её первой PS1, и ценой в разы ниже вполне достойных конкурентов. Возможно тоже самое будет и с Шимано перед Китайскими конкурентами.
Так что в будущем, рынок велосипедов и запчастей, будет наполнен в первую очередь компонентами Китайского производства, качество которых все время растёт. При этом цена на все это заставит понервничать многие крупные вело-сети. Но как говорится - «поживем-увидим!».
На этом у меня все! До новых встреч!
Владислав
вело-матерская YASTREB CASTOM
г.Ростов-на-Дону
Февраль 2024г.
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom