Найти тему
Артур Рыкалин

Миссия и ценности образовательных организаций для народного хозяйства обороноспособной страны

Развал СССР привёл и к расцвету так называемого колониального образования: это когда мало физики, труда, инженеров, авиамодельных кружков, сопромата, "картошек" и "стройотрядов", зато много "гуманитарной болтовни", которая не то что не очень пригодится в жизни, а от которой потом долго придётся разучиваться. Периодически на уроках математики мне рассказывают, что приходится проходить по обязательным программам...Просто время впустую. Ещё и на заучивание спорных утверждений, а не обсуждение, анализ, дискуссию.

Упущенное технологическое лидерство, просадка во многих наукоёмких отраслях, военные столкновения и др. обнажили накопившиеся бреши в системе подготовки людей дела и труда. В 90-е года произошла "бухгалтерская рокировка". То сначала бухгалтер был предметом насмешек и сострадания ("Милый мой бухгалтер"), а вот инженеры и конструкторы были в почёте. А потом всё поменялось.

Кадровый голод опять поднял спрос на инженерную элиту страну. А быстро её взять неоткуда. Нужно выстраивать огромную экосистему от школьного образования и кружков, техникумов и ПТУ, кванториумов и технопарков, ВУЗов и экспериментальных кружков до национальных конкурсов и др. В Лицее "Первого Лобачевского" (г. Усть-Лабинск Краснодарского края), например, миссия - воспитать научно-техническую элиту России. Основной фокус - наука и инженерия. Создатели Лицея нацелились воспитать поколение, способное ответить на актуальные вызовы своего времени, которое непрерывно и комплексно совершенствуется и достигает гармонии в развитии физических, интеллектуальных, духовных и личностных показателей.

Стать проводниками такой большой миссии не просто. Образованность, системность и кайдзен призваны "помогать" команде Лицея выполнять амбициозные задачи. В провинциальный городок съезжаются учителя со всей России, которых тщательно отбирают. Даже несмотря на дефицит учителей по всей России, отбор происходит очень скурпулёзный. Десятки кандидатов могут "отслушивать" на одну позицию. Много преподавателей учились или преподавали в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Системная работа включает большой комплекс не только классно-урочной деятельности, но и внеурочную активность (олимпиады, дни науки, лектории, фестивали, экскурсии, конкурсы и др.). Помимо науки важными блоками являются также искусство и спорт.

Кайдзен - некий образ системы постоянного совершенствования. В своё время в советской экономики мы заложили основу уникальной производственной системы, по которой потом весь мир учился, в том числе японцы и китайцы. Научная организация труда ,рациональные предложения, системы премирования и сокращения затрат. Азиатские "тигры" переняли инструментарий, сохранили, придали национальный окрас, американцы упаковали, а потом мы этому уже стали учиться (=вспоминать) в виде производственной системы "Тойоты", кайдзена, канбана, бережливого производства и др.

Кайдзен требует особого "микроклимата" в рабочем коллективе, где можно делать рациональные предложения и их "услышат", а не "отметут с высока". В команде важно поддерживать доверие, благодарить, быть чуткими к коллегам. Руководителю важна эмпатия и ощущение сотрудников. Тогда каждый сотрудник может стать рационализатором, корпоративным предпринимателем, инноватором и др. Здесь уже будут нарушаться математические законы и 1+1=11, а не какие-то 2.

В команду Лицея подбираются соответствующие педагоги: заинтересованные и любящие свой предмет; эксперты как в дисциплине, так и в её приложениях; люди со смекалкой и творческим подходом, так как постоянно приходится придумывать что-то новое и необычное; ответственные, так как нагрузка серьёзная, а задачи стоят непростые.

Лицей оборудован кампусом. Сюда съезжаются ученики со всей России. Особенно много из Сибири и Краснодарского края. Обучение полностью бесплатное для родителей, поэтому поступить и спокойно учится может ученик из семьи любого материального и социального статуса. Учеников кормят 5 раз в день. Все секции, кружки и дополнительные занятия тоже бесплатные. Основные ценности Лицея по отношению к родителям: беспристрастность и сотрудничество.

Педагоги стараются организовать эффективный процесс передачи знаний. Вера в успех учащихся дополняется требовательностью и серьёзной урочной и внеурочной нагрузкой. Оптимизм и доброжелательность помогают преодолевать сообща тяготы образовательного процесса. Несмотря на мировую моду на геймификацию в образовательном процессе, учёба - это серьёзный труд и ответственность.

Статья про уникальные центры "Техноспейс" https://dzen.ru/a/ZWOEAa8iIVBR5dku