«Мой ребенок умеет говорить звук, но в речи его не использует. Почему?»
Давайте искать эти «почему» и исправлять их. Сделаем это на примере смышленого мальчика Сени.
Сене 6 лет, умненький, знает буквы, цифры, всех животных мира, но неправильно говорит звуки Ш и Р. Ответственный за Сеню взрослый поставил ему оба звука. Сеня прекрасно рычит и шипит, но в словах всё «САПКА И ТЛАКТОЛ». Взрослый постоянно поправляет Сеню, просит рычать и шипеть, но «САПКУ с ТЛАКТОЛОМ» никак не удается превратить в «ШАПКУ И ТРАКТОР».
Почему же так происходит? Мы можем выделить 7 причин этого явления:
1. Нарушение фонематического слуха. Сеня не слышит разницу между звуками.
2. Проблема с переключением с одной позы на другую. Медленно произнесите слово ГОРШОК. Язык и губы меняют положение на произнесении звуков: язык уходит кзади (звук Г) → язык встает за верхние зубы на бугорки и вибрирует (звук Р) → язык принимает форму чашки, боковые края прижаты к верхним зубам (звук Ш) → язык уходит кзади (звук К). На гласных звуках губы и язык принимают разные положения.
Представляете, какую работу нужно проделать ребенку, чтобы произнести слово? А если в этом слове еще и новый звук? Мозг ребенка просто «взрывается». Надо вспомнить правильную артикуляцию, определить место звука в слове, переключиться с одной позы на другую.
3. Не понимание, куда и как нужно поставить язык. Страдает соматогнозис (восприятие собственного тела). Для ребенка нет разницы, где верхние зубы, где бугорки за верхними зубами.
4. Отсутствие самоконтроля. Сене пока сложно контролировать себя.
5. Негативизм. Может ответственный взрослый перегибает палку? Может Сеня старается, но не дотягивает до планки, которую установил взрослый. Иногда родители очень сильно хотят, чтобы их кровиночка говорил чисто и красиво, поэтому они поправляют каждое слово ребенка. Такой подход вырабатывает у него не желание правильно произнести звук, а наоборот, поменьше говорить, чтобы никто не приставал с правильным произношением.
6. Проблемы в артикуляционном аппарате. Тонус языка и губ, нехватка длины уздечки, отсутствие передних зубов. Ребенок может произнести звук изолировано, но произнести его в слове уже сил не хватает.
7. Взрослый хочет быстрого результата. Как только малыш смог один раз правильно произнести звук, значит должен тут же начать его говорить в словах. Так не бывает. Нужно время и тренировки.
В следующей статье я подробнее разберу причины №5 и №7.
А пока знакомьтесь с домашними видеоуроками «Сам поставлю звук».
На видеоуроках я вместе с вашим ребенком прохожу все этапы коррекционной работы со звуком:
- подготовительный этап (артикуляционная и дыхательная гимнастики)
- постановка звука
- автоматизация звука (закрепление правильного артикуляционного уклада)
- дифференциация (умение различать схожие или смешиваемые звуки).
Сегодня последний день больших скидок на домашние видеоуроки с обратной связью от меня.
Порадуйте ребенка занятиями, а себя экономией бюджета. Переходите на сайт.
Похожие материалы:
Чистое звукопроизношение одна из составляющих уверенности в себе