Продолжение, начало тут
Ребенок постарше способен позаботиться не только о себе, но и о ком-то еще: дети укладывают спать свои игрушки, могут их причесывать, "кормить", одевать, "лечить", укачивать, согревать, сопереживать им и т.п.
Так же дети сначала играют в заботу о других, а потом могут и хотят помогать маме, "жалеть" ее, если она заболела, утешать, угощать, накрывать одеялом. Эта забота может распространяться и на других близких - других взрослых или детей. Естественная человечность (то, что делает человека человеком и отличает его от животных) начинает проявляться в детях очень рано.
Но при этом ребенок остается ребенком и часто не может позаботиться о себе полноценно, в силу возраста, неумения планировать свои действия и недостаточного развития префронтальной коры, отвечающей за контроль над поведением и когнитивными функциями, в том числе и вниманием. Эта способность тоже развивается постепенно в течении многих лет.
Поведение ребенка как бы следует за его вниманием, как нитка за иголкой, куда перемещается внимание, то и влияет на поведение. Внутренние сигналы имеют такое же значение как и внешние, у ребенка много потребностей, много импульсов, которые побуждают его исследовать окружающий мир, взаимодействовать с ним и гибко адаптироваться к нему.
В благоприятных условиях ребенок имеет хороший, хоть и еще не осознанный контакт с собой, который проявляется в его действиях. Т.е. ребенок может не понимать и не уметь объяснить, чего он хочет, но действовать так, что бы получить желаемое. Можно сказать, что потребности управляют вниманием и поведением ребенка. Это свойство тоже сохраняется и во взрослой психике.
Важно понимать, что в своей заботе о себе и других ребенок обычно совершенно искренен, например, заботясь о маме (внимание ребенка настроено на маму), он реализует свое желание быть ближе, чувствовать сопричастность, нужность, близость, образно говоря, согревать и согреваться собственным душевным теплом.
Это одна из высших человеческих потребностей, которая делает человека человеком проявляется очень рано и неотделима от процесса развития личности. Я считаю важным сделать на ней акцент в теме изучения контакта с собой и возвращения себе своего теплого, любящего, доброжелательного внимания. (Продолжение в следующей статье. Так же готовлю статью о внимании к себе другого рода и возможности его использовать)
Приглашаю в гостиную клуба Ягодная поляна! В закрепленных сообщениях вся основная информация о нем. В клубе мы проводим самые разные занятия для психологов, пользователей и специалистов помогающих профессий
Автор: Сергеева Милена Юрьевна
Психолог, Полимодальный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru