Найти в Дзене

Макет железной дороги: история появления

В этой статье речь пойдет про макет, который часто мелькает в публикациях на данном канале и на Youtube-канале. Про историю его появления и общую концепцию, о том, как макет модернизировался и в каком состоянии находится сейчас, читайте ниже. Началом увлечения ЖД моделизмом можно считать полученный на третий день рождения ГДР-овский набор с желтым резиноходом, полувагонами, П-образными рельсами и блоком питания. Это был первый, но не последний стартовый набор. Кульминацией детского увлечения стал вполне завершенный макет размером метр на полтора, достроенный и заброшенный примерно к окончанию девятого класса. Этот первый макет просуществовал еще какое-то время, откинутый на бок и прислоненный к стенке, пережил пару переездов, после чего был разобран на запчасти и списан. Возвращение в ЖД моделизм состоялось после длительного перерыва спустя примерно полтора десятка лет. Началось оно с покупки стартового цифрового набора и через несколько месяцев вылилось в начало строительства нового,

В этой статье речь пойдет про макет, который часто мелькает в публикациях на данном канале и на Youtube-канале. Про историю его появления и общую концепцию, о том, как макет модернизировался и в каком состоянии находится сейчас, читайте ниже.

2023 год. Общий вид на макет и полки с моделями
2023 год. Общий вид на макет и полки с моделями

Началом увлечения ЖД моделизмом можно считать полученный на третий день рождения ГДР-овский набор с желтым резиноходом, полувагонами, П-образными рельсами и блоком питания. Это был первый, но не последний стартовый набор.

2023 год. Левая сторона макета
2023 год. Левая сторона макета

Кульминацией детского увлечения стал вполне завершенный макет размером метр на полтора, достроенный и заброшенный примерно к окончанию девятого класса. Этот первый макет просуществовал еще какое-то время, откинутый на бок и прислоненный к стенке, пережил пару переездов, после чего был разобран на запчасти и списан.

2023 год. Центральная часть и правая сторона макета
2023 год. Центральная часть и правая сторона макета

Возвращение в ЖД моделизм состоялось после длительного перерыва спустя примерно полтора десятка лет. Началось оно с покупки стартового цифрового набора и через несколько месяцев вылилось в начало строительства нового, второго макета.

2012 год. Стол-каркас макета, изготовленный самостоятельно из заказанных в мастерской элементов распила ЛДСП.
2012 год. Стол-каркас макета, изготовленный самостоятельно из заказанных в мастерской элементов распила ЛДСП.

Второй макет был заложен в 2012 году - тогда появился модуль, сделанный в виде стола на металлических хромированных ножках. Стол был собран самостоятельно из листа ЛДСП, распил которого был заказан в специализирующейся на этом компании.

2012 год. Стол-каркас макета (модуль "Б") со съемными регулируемыми ножками из хромированной стали.
2012 год. Стол-каркас макета (модуль "Б") со съемными регулируемыми ножками из хромированной стали.

Этот модуль, получивший условное обозначение "Модуль Б", имеет размеры 170*70 см. На нем отображена левая (по отношению к зрителю) горловина станции со стрелочной улицей, складская зона, промышленная зона, пешеходный мост и ряд других более мелких объектов.

2012 год. Путевая схема модуля, задуманная вначале, со временем поменялась не сильно. А вот расстановка зданий - значительно. Изначально планировалось слева и справа от центра разместить две складские зоны.
2012 год. Путевая схема модуля, задуманная вначале, со временем поменялась не сильно. А вот расстановка зданий - значительно. Изначально планировалось слева и справа от центра разместить две складские зоны.

В 2018 появился второй модуль, условно названный "Модуль А". Его размеры составили 130*70 см, и он стал продолжением модуля "Б". На модуле "А" разместилось продолжение промзоны с подъездными путями, площадка для разгрузки сыпучих грузов, не действующий переезд и небольшой отрезок автомобильной дороги.

2018 год. Модуль "Б" в начале строительства. Процесс укладки рельс на пробковую подложку.
2018 год. Модуль "Б" в начале строительства. Процесс укладки рельс на пробковую подложку.

Вместе модули "А" и "Б" соединяются в общую конструкцию и представляют единую композицию, которою можно продлить. Сейчас макет занимает небольшое пространство в квартире и имеет площадь около 5,2 кв.м. При увеличении пространства, выделенного под макет, его можно увеличить, добавив слева или справа дополнительные модули. Модульность - это была основная концепция при создании макета.

2023 год. Модуль "А" получил основные крупные элементы, мелкие еще предстоит разместить
2023 год. Модуль "А" получил основные крупные элементы, мелкие еще предстоит разместить

При постройке любого макета есть несколько важных факторов, которые нужно определить для себя заранее. От того, какие будут приняты решения вначале, в будущем будет зависеть многое. Вот с чем нужно определиться в начале пути: типоразмер, цель создания макета, путевая схема, конструкция, тематика, эпоха, время года (сезон), тип управления, компоненты.

2023 год. Центральная часть макета, левая сторона модуля "Б". Эта часть в целом завершена, но но есть пара элементов, которые предстоит перенести или установить
2023 год. Центральная часть макета, левая сторона модуля "Б". Эта часть в целом завершена, но но есть пара элементов, которые предстоит перенести или установить

С выбором типоразмера вопрос никогда не стоял. Первый стартовый набор, подаренный в детстве, определил, что это будет H0. Соответственно первый макет и весь подвижной состав из ГДР были в масштабе 1:87. Выбор был очевиден.

2023 год. Правая часть макета и правая сторона модуля "Б". Предстоит добавить фигурки и мелкие детали экстерьера (например лавочки и урны)
2023 год. Правая часть макета и правая сторона модуля "Б". Предстоит добавить фигурки и мелкие детали экстерьера (например лавочки и урны)

Цель создания данного макета заключалась в том, чтобы иметь возможность демонстрировать в работе имеющийся в коллекции подвижной состав на небольшом участке, оформленном в соответствующей коллекции тематике. Катать по кругу модели не планировалось. Максимум - проехать вперед-назад на небольшой скорости, совершить пару маневров, и не более того. Это (а также опыт строительства первого макета с замкнутым двухпутным кольцом) предопределило путевую схему макета: с самого начало было принято решение об использовании незамкнутой схемы.

2012 год. Финальный вариант размещения рельсового полотна и основных элементов в правой части модуля "Б". По центру планировалось разместить конечную остановку общественного транспорта (даже павильон остановочного пункта с названием остановки "Виадук" уже был изготовлен), стоянка легковых автомобилей и пешеходный мост. Левее - пожарная часть, правее - складская зона
2012 год. Финальный вариант размещения рельсового полотна и основных элементов в правой части модуля "Б". По центру планировалось разместить конечную остановку общественного транспорта (даже павильон остановочного пункта с названием остановки "Виадук" уже был изготовлен), стоянка легковых автомобилей и пешеходный мост. Левее - пожарная часть, правее - складская зона

Конструкция, как было сказано выше, была выбрана модульная, основной материал - ЛДСП с уложенной на него пробковой подложкой. Такое решение на первый взгляд может показаться непрактичным, так как стол-основание получается внушительного размера и достаточно тяжелый. Опыт эксплуатации показал, что решение не было ошибочным. Макет благополучно пережил переезд, модуль "А" - длительное хранение на балконе-лоджии, модель "Б" - хранение на ножках, а впоследствии - на специальных тумбах, имеющих меньшее основание, чем сам макет.

2014 год. Концептуальные примерки будущей промзоны на макете на основе изделий от американского производителя Walthers.
2014 год. Концептуальные примерки будущей промзоны на макете на основе изделий от американского производителя Walthers.

Основная тема макета - небольшая железнодорожная станция с прилегающей территорией в отдаленном российском городе. Время года - лето. Применительно к классификации ЖД моделизма, макет относится ко второй половине V - началу VI модельной эпохи. Это достаточно широкий временной интервал: 2000-е - 2010-е годы. Но и этот временной интервал может быть расширен. В русской глубинке многое не меняется с восьмидесятых годов, поэтому картины, воспроизведенные на макете могут быть вполне себе декорациями как для сценок из 90-х годов, так и для наших дней. В принципе на макете можно (с определенными условностями) размещать и катать подвижной состав МПС СССР конца существования Союза.

2014 год. Советские промышленные здания XX века больше похожи на американские, чем на европейские. Моделей отечественных промышленных зданий 10 лет назад не было и в помине, поэтому выбирать особо не приходилось - были приобретены американские наборы.
2014 год. Советские промышленные здания XX века больше похожи на американские, чем на европейские. Моделей отечественных промышленных зданий 10 лет назад не было и в помине, поэтому выбирать особо не приходилось - были приобретены американские наборы.

Некоторые здания, сооружения и конструкции имеют реальные прототипы. взятые из жизни. Некоторые выполнены по мотивам и имеют отдаленное сходство. В целом же макет представляет собой некий собирательный образ русской провинции.

2016 год. Внутренности корпуса завода
2016 год. Внутренности корпуса завода

При строительстве макета были задействованы в основном комплектующие отечественного и зарубежного производства, а также большое количество самодельных элементов и элементов, выполненных на заказ. Многие из них потом были тиражированы и стали продаваться производителями мелкими сериями.

2017 год. Новые корпуса для нового завода в процессе окраски в мастерской
2017 год. Новые корпуса для нового завода в процессе окраски в мастерской

Основным критерием для покупки того или иного набора для самостоятельной сборки здания, сооружения или элемента была визуальная схожесть с отечественными прототипами. Критерий этот стал работать не сразу, и поначалу на макет были допущены здания немецкого и американского производства, впоследствии замененные благодаря трагикомичной случайности.

2017 год. Здание корпуса. сделанное с нуля взамен пострадавшего. Надпись "Слава КПСС", ставшая визитной карточкой макета, появилась спонтанно и тут же была реализована. Для многих будет открытием, но еще 5 лет назад во многих небольших городах еще можно было встретить подобные хорошо сохранившиеся надписи на различных зданиях и сооружениях.
2017 год. Здание корпуса. сделанное с нуля взамен пострадавшего. Надпись "Слава КПСС", ставшая визитной карточкой макета, появилась спонтанно и тут же была реализована. Для многих будет открытием, но еще 5 лет назад во многих небольших городах еще можно было встретить подобные хорошо сохранившиеся надписи на различных зданиях и сооружениях.

В 2016 году из полки для моделей, висящей над макетом, выпало стекло. Это стекло снесло на макете несколько зданий, заборов, пешеходный мост. Со словами "они мне все-равно не нравились" остатки пострадавших строений были удалены с макета. Полка была оперативно заменена на новую, а многие здания решено было сделать заново с нуля по фотографиям отечественных промзон.

2017 год. Процесс декорирования прилегающей территории: установлен забор, высажена трава.
2017 год. Процесс декорирования прилегающей территории: установлен забор, высажена трава.

Управление макетом осуществляется при помощи цифровой командной станции и десятка различных модулей. Макет изначально планировался как цифровой, поэтому многие решения были приняты исходя из необходимости в будущем дополнять и развивать техническую составляющую наравне с работой по улучшению визуальной картинки. Тема цифрового управления данным макетом заслуживает отдельной публикации и поэтому рассказ будет продолжен, а ниже вы можете найти несколько ссылок на уже опубликованные на канале статьи, в которых рассказывается об отдельных аспектах строительства данного макета.

Подписывайтесь, чтобы на пропустить продолжение! Ставьте лайки и пишите в комментариях, что вы думаете об этой публикации. И не забудьте поделиться ссылкой с друзьями по увлечению - мы публикуем для вас все самое увлекательное в мире отечественного ЖД моделизма!