В этой статье речь пойдет про макет, который часто мелькает в публикациях на данном канале и на Youtube-канале. Про историю его появления и общую концепцию, о том, как макет модернизировался и в каком состоянии находится сейчас, читайте ниже.
Началом увлечения ЖД моделизмом можно считать полученный на третий день рождения ГДР-овский набор с желтым резиноходом, полувагонами, П-образными рельсами и блоком питания. Это был первый, но не последний стартовый набор.
Кульминацией детского увлечения стал вполне завершенный макет размером метр на полтора, достроенный и заброшенный примерно к окончанию девятого класса. Этот первый макет просуществовал еще какое-то время, откинутый на бок и прислоненный к стенке, пережил пару переездов, после чего был разобран на запчасти и списан.
Возвращение в ЖД моделизм состоялось после длительного перерыва спустя примерно полтора десятка лет. Началось оно с покупки стартового цифрового набора и через несколько месяцев вылилось в начало строительства нового, второго макета.
Второй макет был заложен в 2012 году - тогда появился модуль, сделанный в виде стола на металлических хромированных ножках. Стол был собран самостоятельно из листа ЛДСП, распил которого был заказан в специализирующейся на этом компании.
Этот модуль, получивший условное обозначение "Модуль Б", имеет размеры 170*70 см. На нем отображена левая (по отношению к зрителю) горловина станции со стрелочной улицей, складская зона, промышленная зона, пешеходный мост и ряд других более мелких объектов.
В 2018 появился второй модуль, условно названный "Модуль А". Его размеры составили 130*70 см, и он стал продолжением модуля "Б". На модуле "А" разместилось продолжение промзоны с подъездными путями, площадка для разгрузки сыпучих грузов, не действующий переезд и небольшой отрезок автомобильной дороги.
Вместе модули "А" и "Б" соединяются в общую конструкцию и представляют единую композицию, которою можно продлить. Сейчас макет занимает небольшое пространство в квартире и имеет площадь около 5,2 кв.м. При увеличении пространства, выделенного под макет, его можно увеличить, добавив слева или справа дополнительные модули. Модульность - это была основная концепция при создании макета.
При постройке любого макета есть несколько важных факторов, которые нужно определить для себя заранее. От того, какие будут приняты решения вначале, в будущем будет зависеть многое. Вот с чем нужно определиться в начале пути: типоразмер, цель создания макета, путевая схема, конструкция, тематика, эпоха, время года (сезон), тип управления, компоненты.
С выбором типоразмера вопрос никогда не стоял. Первый стартовый набор, подаренный в детстве, определил, что это будет H0. Соответственно первый макет и весь подвижной состав из ГДР были в масштабе 1:87. Выбор был очевиден.
Цель создания данного макета заключалась в том, чтобы иметь возможность демонстрировать в работе имеющийся в коллекции подвижной состав на небольшом участке, оформленном в соответствующей коллекции тематике. Катать по кругу модели не планировалось. Максимум - проехать вперед-назад на небольшой скорости, совершить пару маневров, и не более того. Это (а также опыт строительства первого макета с замкнутым двухпутным кольцом) предопределило путевую схему макета: с самого начало было принято решение об использовании незамкнутой схемы.
Конструкция, как было сказано выше, была выбрана модульная, основной материал - ЛДСП с уложенной на него пробковой подложкой. Такое решение на первый взгляд может показаться непрактичным, так как стол-основание получается внушительного размера и достаточно тяжелый. Опыт эксплуатации показал, что решение не было ошибочным. Макет благополучно пережил переезд, модуль "А" - длительное хранение на балконе-лоджии, модель "Б" - хранение на ножках, а впоследствии - на специальных тумбах, имеющих меньшее основание, чем сам макет.
Основная тема макета - небольшая железнодорожная станция с прилегающей территорией в отдаленном российском городе. Время года - лето. Применительно к классификации ЖД моделизма, макет относится ко второй половине V - началу VI модельной эпохи. Это достаточно широкий временной интервал: 2000-е - 2010-е годы. Но и этот временной интервал может быть расширен. В русской глубинке многое не меняется с восьмидесятых годов, поэтому картины, воспроизведенные на макете могут быть вполне себе декорациями как для сценок из 90-х годов, так и для наших дней. В принципе на макете можно (с определенными условностями) размещать и катать подвижной состав МПС СССР конца существования Союза.
Некоторые здания, сооружения и конструкции имеют реальные прототипы. взятые из жизни. Некоторые выполнены по мотивам и имеют отдаленное сходство. В целом же макет представляет собой некий собирательный образ русской провинции.
При строительстве макета были задействованы в основном комплектующие отечественного и зарубежного производства, а также большое количество самодельных элементов и элементов, выполненных на заказ. Многие из них потом были тиражированы и стали продаваться производителями мелкими сериями.
Основным критерием для покупки того или иного набора для самостоятельной сборки здания, сооружения или элемента была визуальная схожесть с отечественными прототипами. Критерий этот стал работать не сразу, и поначалу на макет были допущены здания немецкого и американского производства, впоследствии замененные благодаря трагикомичной случайности.
В 2016 году из полки для моделей, висящей над макетом, выпало стекло. Это стекло снесло на макете несколько зданий, заборов, пешеходный мост. Со словами "они мне все-равно не нравились" остатки пострадавших строений были удалены с макета. Полка была оперативно заменена на новую, а многие здания решено было сделать заново с нуля по фотографиям отечественных промзон.
Управление макетом осуществляется при помощи цифровой командной станции и десятка различных модулей. Макет изначально планировался как цифровой, поэтому многие решения были приняты исходя из необходимости в будущем дополнять и развивать техническую составляющую наравне с работой по улучшению визуальной картинки. Тема цифрового управления данным макетом заслуживает отдельной публикации и поэтому рассказ будет продолжен, а ниже вы можете найти несколько ссылок на уже опубликованные на канале статьи, в которых рассказывается об отдельных аспектах строительства данного макета.
Подписывайтесь, чтобы на пропустить продолжение! Ставьте лайки и пишите в комментариях, что вы думаете об этой публикации. И не забудьте поделиться ссылкой с друзьями по увлечению - мы публикуем для вас все самое увлекательное в мире отечественного ЖД моделизма!