И все-таки сначала о пьесе. Хотя речь пойдет, уважаемые читатели, про кинокартину. И о спектакле Малого театра.
Фильм "Память осени" производит приятное ностальгическое впечатление. Грусть по хорошему человечному кино. Почему его все-таки так непростительно мало?
Спектакль Малого театра "Последний идол" гораздо резче и холоднее. Он навевает другие мысли.
"Последний идол" был опубликован впервые в 2015-м в одноименном литературном сборнике, куда вошли произведения автора разных лет.
К тому времени пьеса уже шла в Государственном драматическом Малом театре России, для постановки в котором и писалась. Премьера спектакля Владимира Драгунова состоялась в 2013-м.
Андрей Соколов, собрав вокруг своей режиссерской работы коллег по Ленкому и из других столичных театров, снял красивое душевное кино. Дата выхода картины тот же 2015-й.
Александр Звягинцев, чье имя не звучит на каждом углу, но очень хорошо известно в литературе и киноиндустрии. На телевидении успешно прошел сериал "Сармат". Теперь набирает обороты фильм "Нюрнберг" по его книге "На веки вечные". Произведения авторитетного юриста привлекают внимание и театральных режиссеров.
Пьеса "Последний идол", на мой взгляд, настоящий образец классической драматургии. Сочинение отличника, где соблюдены все каноны жанра. Рассказывая об эпохальном, автор преломляет историю через жизнь обычных людей. Говоря о недостойном, взывает к самым светлым чувствам. В центре повествования ставится человек со всеми его силами и слабостями. И сюжетно пьеса выстроена со знанием драматургических законов. Даже слышны такие легкие-легкие чеховские мотивы.
Действие происходит поздней осенью в загородном доме. Зритель застает главных героев за укладкой вещей, семья Иконниковых готовится съезжать с дачи.
И театральная постановка Владимира Драгунова, и картина Андрея Соколова прямое воспроизведение авторской пьесы. При этом у каждого творца получился абсолютно самодостаточный художественный продукт.
Мы видим героев в один из переломных моментов. После смерти хозяина, советского функционера высокого ранга, семью лишают государственной дачи. Дома, где прошла, в общем-то, вся их жизнь.
В кладовке хранится бюст умершего. Николай Иконников при высокой своей должности сделал много хорошего людям. В том числе, помог и какому-то скульптору-любителю. Тот сотворил в ответ величественную копию благодетеля. Благодарность была настолько велика, что в театральной версии на лацкане высечено аж три Звезды Героя. Киношная скульптура гораздо скромнее.
Раздумывания над дальнейшей судьбой ненужного теперь никому подарка, собственно, и определяют некий исторический символизм. Эпоха ушла, прежние ее герои никому не нужны. И последний советский идол без всякого почтения сбрасывается в дачный овраг.
Хотя с точки зрения семейных ценностей история чудовищная. Разлад в семье на фоне разлома эпох.
И если в театральной интерпретации акцент направленно делается на идеологию, то в кинокартине предельно ясно высвечиваются более важные ценности. Никакая эпоха, ни один строй не могут отменить совесть и душу. В любом контексте истории человек должен оставаться человеком.
В спектакле совершенно очевидно подчеркивается советский идеологизм. Иногда кажется, что вот-вот он назовется идиотизмом. Но грань эта , слава богу, не переходится. Хотя пренебрежение к совку сквозит во всем. Красный флаг, вся символика осмеивается и выбрасывается прочь. "Жизнь дается один раз, удается еще реже", - в эту шутку словно вкладывается вся горечь осознания несостоятельности минувшей эпохи.
Кинокартина же дает вполне ясный отсыл - память осени. "Осень прошла, а память осталась, " - говорит Дуня.
Внучка из молодого поколения Иконниковых. Но именно в ее уста вкладываются самые важные слова, Дуня всегда предпринимает нужные действия. При всей ее кажущейся детскости, это по-взрослому здравомыслящий человек.
Эпоха так просто не расстается с нами, она всегда оставляет много хорошего. И советская не исключение. Фильм, сделав ставку на человечность и сохранение доброй памяти о том, что было когда-то дорого, только выиграл.
Кажется, что в спектакле чрезмерно увлеклись отрицанием и в финале пошли выбрасывать все подряд.
Забавно, что среди символов эпохи артисты Малого тащат и макет Большого театра.
Зафиналили действие тоже по-разному. Театральный постановщик преобразил дачу советского функционера в общежитие для гастарбайтеров. В кино же заполыхал пожар, дом сгорел. Упоминание огня , прямо как тема ружья у Чехова, звучало с первых минут пьесы.
И с первых же сцен в кадре и на сцене еще один герой - сторожиха Клава. Местный правдоруб, женщина решительного характера, за словом, как говорят, в карман не лезет. В момент, когда сыновья разбрасываются отцовскими символами, а мать хоть и не одобряет, но не может препятствовать этому, Клава единственный человек, кто хочет сохранить бюст Иконникова: - "По разному о тебе люди вспоминают, Николай Николаевич, я же всегда с добром."
В любой ситуации, на сломе любых идеологий есть место доброй памяти обо всем - о человеке , об эпохе ли. При разрушении любого строя всегда есть преданные приверженцы, кто не готов отказаться от истории. И никакой идеологией нельзя оправдать чью-то личную несостоятельность.
Клава в театральной интерпретации на фоне резкого и холодного отрицания старого выглядит очень мягкой и теплой женщиной. И хотя от правдолюба Клавы из фильма, кажется, что в ней ничего нет, но образ создан прекрасно.
Другим кажется и персонаж Таси, жены Гены Юсина, друга семьи, того, кто обязан Иконникову буквально жизнью. Образ Юсиной - тип человека довольно подлого и неблагодарного. Но в театральной интерпретации Тася какая-то нелепая, часто провоцирующая зрителей на неуместные смешки, что иногда практикуется в спектаклях для реакции зала.
Тася в фильме - Евгения Симонова. И это филигранная игра актрисы. У нее получилось точно передать суть человека, свершающего предательство и представляющего себя при этом и великим страдальцем, и безусловным благодетелем.
Это Тася инициировала изгнание Иконниковых из дома. Ей кажется, что достаточно натерпелась в жизни, и настала пора взять все, что ей видится своим.
Тема несостоятельности человека, пустоты его души к идеологии на самом деле имеет мало отношения. Эпоха закаляет характер, но не лишает человека порядочности.
Но дача не достается и Юсиным. Нашлись и другие люди, и другие мотивы...
Память осени" глубоко социально-психологическое кино. Но фильм так умно и тонко снят, что на зрителя совсем не давит этот груз символизма и идеологии. Он просто живет вместе с героями, сочувствует или осуждает их позицию, умом и сердцем воспринимает их непростые судьбы.
Это прекрасное живописное кино с пейзажами глубокой осени на старой уютной даче. Сильная музыка, высококлассная операторская работа. И блестящий актерский состав.
Постановка Малого театра тоже очень хороша. Сколько разных смыслов может нести одно произведение. Спектакля "Последний идол" в текущем репертуаре сейчас нет. Но есть превосходная You Tube-версия.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных театральных и кинопросмотров!
К прочтению с почтением, автор рекомендательного обзора Яна Никитина
Ссылка на спектакль Малого театра "Последний идол" здесь:
-