Говорят, что в следующем учебном году кардинальные перемены ждут такой предмет, как технология.
Итак, уроки труда будут включать 5 обязательных модулей:
- Производство и технологи;
- Технологии обработки материалов и пищевых продуктов;
- Компьютерная графика. Черчение;
- Робототехника;
- 3D-моделирование, прототипирование, макетирование.
Но читаю эту информацию и со смехом понимаю, что в нашей школе уже идут уроки технологии будущего!
Хотите, расскажу о том, как у нас проходят уроки технологии у девочек? Моя дочь учится сейчас в 7 классе обычной общеобразовательной школы. У нее 2 урока технологии в неделю (уроки сдвоенные).
На бумаге они выглядят просто идеальными, ведь дети постигают навыки, которые необходимы в реальной жизни: учатся готовить, шить, проектировать.
В 1 четверти девочки постигают азы кулинарии (вот вам производство и технологии обработки пищевых продуктов);
Во 2 четверти конструируют швейное изделие (вот вам черчение);
В 3 четверти шьют его (вот вам технологии обработки материалов);
В 4 четверти делают какой-нибудь проект (вот вам моделирование и макетирование).
С одной стороны, все выглядит чудесно. С другой стороны, есть очень много подводных камней.
1 четверть
Итак, в 1 четверти девочки готовят на кухне. Продукты дети должны приносить из дома, готовить из них на уроке, а за готовые блюда получать оценки.
Подвох в том, что оборудование кухни не менялось уже лет 30. Там стоят старые плиты, старые раковины, старые столы, покрытые жирными клеенками. Очень тесно и жарко. Конечно, учитель пытается кухню содержать в порядке, но для современных детей все это выглядит отвратительно.
Думаю, никто не удивится, если я скажу, что на этой кухне прекрасно себя чувствуют тараканы.
Поэтому девочки стараются проводить там как можно меньше времени. Дошло до того, что на одном из уроков учителю предъявили выпечку, купленную в магазине. Просто никому не хотелось даже прикасаться к этому древнему школьному оборудованию. Потому что за его поломку еще и очень сильно ругают. Учитель все прекрасно понимает, поэтому за булочки, купленные в ближайшем магазине, всем поставил пятерки.
Дочь приходит из школы после уроков технологии и всегда с удовольствием показывает фотографии не блюд, а тараканов.
Кстати, не сомневаюсь, что школа регулярно тараканов травит, но вряд ли их можно изжить полностью.
2-3 четверть
Во 2-3 четверти дети приступают к кройке и шитью. Сразу скажу, что кроят и шьют сейчас совершенно ненужные вещи. Кто из девочек-подростков, например, будет сейчас спать в ситцевой ночной рубашке или носить ситцевую юбку с запАхом? Никто. Понимаю, что таким образом девочек приучают к самым азам, но современным детям не интересно просто работать работу ради работы. Им нужен смысл.
Недавно увидела по ТВ, как в каком-то городе девочки на уроках технологии шьют сорочки для военных госпиталей. По-моему, это замечательная идея, которую стоит взять на вооружение всем школам. Хотя вряд ли это будет возможно в нашей школе. Дальше поясню почему.
В классе есть всего 2 работающие швейные машины с ручным приводом (машинкам лет 50 не меньше).
Понятно, что все девочки пошить свои изделия на уроке не успевают. И получают логичное домашнее задание: дошить дома. Я сама шить не люблю, а вот моя мама это делает прекрасно. Поэтому нетрудно догадаться, кем дошиты все школьные изделия. Учитель всегда доволен.
Но во многих семьях теперь швейных машин нет, поэтому девочки регулярно вынуждены ссориться в очереди на швейную машинку в классе. В конце четверти учитель вынужден сам дошивать все детские ночнушки и юбки, чтобы поставить оценку самому себе.
Отдельно расскажу про утюг, которым пользуются девочки на уроках технологии. Помните этих советских монстров, которые нещадно жгли ткань, обжигали руки и пахли так, словно вот-вот начнется пожар?
Вот такой утюг у нас до сих пор прекрасно живет в кабинете технологии. Самое обидное, что учитель ругает детей и даже ставит двойки, если кто-то из девочек сожжет свою ткань этим утюгом. Потому что ребенок не соблюдал технику работы (тут учителя понимаю). Но вот как ребенок ее может соблюдать, если он таких монстров отродясь не встречал в своей жизни? Дома-то у всех приличные утюги.
4 четверть
Дети всегда с нетерпением ждут 4 четверть, когда они совсем недолго поработают над каким-нибудь необременительным проектом вроде аппликации, а потом уйдут на каникулы.
Вот так все обстоит в реальности.
Не думаю, что стоит ждать чудес в следующем году. Вряд ли у школ появятся деньги чтобы купить современное оборудование и значительно повысить квалификацию измученных учителей технологии.
А вы как думаете?