Найти в Дзене

“Ваш собеседник лучше всех знает свою должность”: как выжать максимум пользы из выходного интервью

Оглавление

Рассказываем, как и о чем беседовать с увольняющимся, чтобы не только предотвратить текучку, но и составить профиль нового кандидата.

Выходное интервью — это беседа с уходящим сотрудником, где задача интервьюера выяснить истинную причину увольнения. Об особенностях работы с этим инструментом рассказала Ольга Светличная, hr-директор IT Smart Finance.

Я советую беседовать лично, а не рассылать анкеты: так вы добавите нешаблонные вопросы во время диалога. К анкете, человек, скорее всего, подойдет формально, и вы никогда не узнаете, почему на самом деле он ушел.

Правда, бывают исключения — сотрудники-интроверты, которым трудно участвовать в диалоге. В этом случае как раз поможет онлайн-форма с простыми открытыми вопросами.

Чем полезно выходное интервью

1. Правильные вопросы помогут вам избежать текучки и улучшить HR-метрики компании. Если не решите проблемы, из-за которых уходит сотрудник, за ним наверняка потянутся коллеги. И в итоге стоимость найма вырастет. Согласитесь, лучше заранее оптимизировать и изменить процессы, чем экстренно искать пятерых новичков в отдел.

2. Вовремя проведенное интервью поможет сохранить ценного сотрудника. Если вы поговорите сразу после заявления об уходе, у вас будет две недели, чтобы удержать человека.

3. Вам будет удобно анализировать и собирать статистику. Вы узнаете топ-5 причин по которым увольняются ваши сотрудники и сколько времени в среднем они проводят в компании.

-2

А еще, во время интервью можно уточнить требования к будущей вакансии и составить профиль кандидата. Ведь уходящий сотрудник лучше всех знает, что именно нужно делать на его позиции и какие знания пригодятся.

Как провести интервью правильно

Работайте оперативно. В идеале нужно поговорить с сотрудником до того, как он напишет заявление на увольнение. Так у вас будет больше времени для маневра: собрать информацию и понять, стоит ли удерживать человека.

Создайте комфортную атмосферу. Например, если проводите интервью онлайн, выберите, когда сотрудник один, а не сидит в офисе рядом с коллегами. Иначе он вряд ли даст вам честные ответы.

Выделите на интервью достаточно времени. Не общайтесь в коридоре «на бегу». Возможно, сотрудник захочет поделиться полезной информацией и ему будет важно, чтобы вы его выслушали.

Как задавать вопросы

Главная задача встречи — выделить ключевую причину, по которой сотрудник решил уйти. Вам предстоит найти ее в потоке заявлений: «зарплата низкая, график плохой, руководитель так себе».

Мне обычно помогают вопросы:

  • После какого события приняли решение уйти? Что стало точкой кипения?
  • Что должно измениться, чтобы решили остаться?

Будьте внимательны! В ответ вы услышите самую ценную информацию, с которой предстоит работать, чтобы избежать массовой текучки.

Не забывайте задавать уточняющие вопросы, чтобы адекватно оценить ситуацию. Например, если сотрудник говорит: «я ухожу из-за конфликта с руководителем, он плохой». Задавайте открытые вопросы: «что именно начальник сделал, чем он плох, в каких его действиях причина конфликта?»

Как структурировать информацию

Сразу после разговора зафиксируйте ответы в таблице, иначе быстро их забудете. Можно внести данные в Google, Excel или 1С, как удобно.

Какие метрики фиксировать

  • Дата приема и дата увольнения — чтобы вы могли проанализировать срок и период работы.
  • Подразделение, департамент, отдел, должность — чтобы вы фильтровали статистику по подразделениям.
  • Полная обратная связь с деталями.
  • Краткая причина ухода — так сможете собрать статистику решений и выявить топ-5.

Иногда причины могут быть особыми, например, «выход на пенсию» или «призыв на срочную службу».

Материал по теме: Адаптируйтесь и обучайтесь: почему это лучшая HR-стратегия в 2024 году

Было полезно? Ставьте ♥️

Если у вас есть интересный опыт или инструменты по теме выходного интервью, поделитесь в комментариях😊