Что такое "новая драма" и действительно ли она нова. Разбираемся.
Сам термин «новая драма» впервые был введен Эдгаром Штейгером в его работе «Новая драма. Ибсен, Гауптман, Метерлинк, Зудерман»[1]. Данное понятие на настоящий момент применяется к двум важнейшим периодам развития мировой литературы: конец XIX – начало XX веков и конец XX – начало – XXI веков. Под новой драмой понимается театральное произведение, которое не следует тем канонам, которые сложились за предыдущий культурно-исторический период. Как правило, «новая драма» посвящена актуальным современным нравственным, социальным, психологическим проблемам. «Новая драма» предполагает создание такого произведения, в центре повествования которого находится современная, актуальная личность. Безусловно, что интерес новой драмы обычно заключается в сложных взаимоотношениях с окружающими и действительностью, в которых оказывается эта личность.
Сами конфликты, которые возникают во внутреннем мире персонажа, проявляются в отношениях с другими людьми, но на первый план обычно не выводятся. Они по сути являются драматургическим контекстом произведения. Новая драма отличается конкретностью бытового пространства, в котором протекает действие. Часто «новая драма» посвящается острым нравственным и духовным проблемам общества, она становится произведением, которое подталкивает зрителя к переосмыслению важных насущных вопросов бытия. Одним из самых ярких представителей зарубежной драматургии, работавших в духе «новой драмы» является, без сомнения, Генрик Ибсен, норвежский драматург[2]. Бернард Шоу в своих критических статьях недвусмысленно подчеркивал, что считает творчество Генрика Ибсена весьма актуальным и значимым, в некоторой мере, более актуальным и значимым, чем произведения Шекспира. Шоу считал, что если Шекспир «выводит на сцену нас самих», то Генрик Ибсен в этом плане делает больше: он не только выводит на сцену героев из современности, но и ставит их в ситуации современности. По мнению Шоу, Генрик Ибсен одним из первых отразил несовершенство человеческой жизни. Из зрительного зала персонажи Ибсена выглядят как люди, которые просто живут ту же жизнь, которую проживает каждый зритель, жизнь, поданную в ее истинном свете, поскольку герои погружаются в реальные бытовые, социальные, нравственные и духовные проблемы, которые не чужды современникам.
Также Бернард Шоу во многом защищал Ибсена. Им были высказаны важные для литературы и театра положения, которые определили специфику новой типологии драматургии Ибсена. В целом, Шоу определил, что Шекспир не актуален так, как актуален Ибсен. Через Ибсена, кстати говоря, раскрывался как творец и сам Бернард Шоу, формировались его взгляды на литературу и общество, хотя по мнению некоторых критиков, Шоу не мог до конца прочувствовать специфику драматургии Ибсена, поскольку применял в некотором роде однобокий подход к оценке его творчества. И тем не менее, влияние Ибсена как на мировую драматургию, так и на мировую литературу и общество в целом неоспоримо. Потому так важно включать произведения данного автора в современную школьную программу.
Шоу интерпретировал новую драму Ибсена с индивидуальных позиций, что во многом лишало творчество Ибсена драматургической психологичности, фактически, присущей ему. Большинство критиков произведения Ибсена безусловно относят к «новой драме». Оживление общественно-демократических движений выдвинуло проблемы, затрагиваемые в драматургических произведениях Ибсена на первый план. Потому место, занимаемое Ибсенов в зарубежной (и мировой) литературе и драматургии безусловно и неоспоримо.
Уточним также особенности «новой драмы», как явления. В частности, элементы новой драмы включают, как правило, подтекст, систему ремарок и диалогическую речь персонажей. Новая драма стала особым направлением развития драматургии, как за рубежом, так и в России. Авторы, создававшие «новую драму» ориентировались на потребность общества радикально перестроить драму традиционную.
К направлению новой драмы относились не только Ибсен, но и Странберг, Шоу, Шауптман, Метерлинк, Золя, а в российской драматургии это, без сомнения, Чехов. Важнейшая роль Ибсена в становлении новой драмы заключается, пожалуй, в выделении следующих трех основных черт этого типа драматургии:
− достоверность жизненной ситуации (все пьесы Ибсена разыгрываются в знакомой ему и вполне конкретной местности, в условиях реалистичных).
− появление типичных образов мировой литературы, которые обладают многомерностью. В классической пьесе герои обычно достаточно одномерные и плоские, однако, в реальности абсолютно выраженные герои – редкость, часто наблюдается факт разнообразия реакций в разных ситуациях и неоднозначности поведения персонажа.
− наличие замкнутого сценического пространства.
Одной из первых пьес Ибсена является «Пер Гюнт» 1864 года. Драма «Пер Гюнт» существенно отличается от драматических традиций, и уже в ней проявились специфические черты новой драмы Ибсена. С точки зрения развития сюжета и разрешения конфликта драма Ибсена действительно не так однозначна, как романтические драмы предыдущего столетия. Драматический конфликт в этой драме разрешается только со смертью героя. При этом, пьеса освещает длительный период жизни Пера. В пьесе реализованы мотивы странствия, путешествия, пьеса характеризуется противопоставлением героя и мира, а также большим количеством авторских ремарок, которые открывают новое текстовое назначение. По речи и стилистике, а также семантике эти ремарки отличаются от остального наполнения. Портретные ремарки призваны сформировать описание и портреты персонажей, например «два тролля со свиными головами в белых колпаках и прочие приносят яства и пития». Ландшафтные и интерьерные ремарки описывают окружающее пространство. При этом нередко авторское описание ландшафта достаточно тесно переплетается с эмоциональным состоянием или восприятием героя[3].
Настроенческие ремарки отражают настроение персонажа, его поведение («ожесточенно рубит», «злобно смеется» и т.д.). Также есть мотивационные ремарки, которые конкретизируют мотивы поступков героев («отгоняя черные мысли, закуривает сигару, ложится и смотрит вдаль»). Также часто встречаются ремарки, которые содержат описание действий, протекающих параллельно основным действиям. Конфликтные ремарки отражают перемены в течении конфликта драмы («сам того не замечая, приближается к избушке и, увидав ее, не сразу приходит в себя от изумления»).
Таким образом, для создания драмы принципиально нового типа Ибсен обращается к трем основных составляющим: замкнутому пространству, типичным образам мировой литературы и достоверности жизненной ситуации. Превалируют в пьесах определенные типы ремарок, которые позволяют полнее, чем в традиционной драме, раскрывать характер героя, его состояние и мотивы. Обилие ремарок призвано не только дополнить образ, но и эффектно, нужным образом воссоздать сценическое пространство, что позволяет более полно выразить мысль, эмоцию, образ и погрузить читателя в актуальные проблемы, разрешаемые персонажами.
[1] Штейгер, Эдгар.Новая драма: Ибсен, Гауптман, Метерлинк, Зудерман / Эдгар Штейгер; Пер. с нем. под ред. Е. Соловьева. –Санкт-Петербург: Б.Н. Звонарев, 1902. – С. 12
[2] Григорьева М.А. История исследования английской «новой драмы» в рубежа XIX-XX веков // В сборнике: Традиции и инновации в лингвистике и литературоведении Межкафедральный сборник научных статей. Научные редакторы К.М. Баранова, О.Г. Чупрына. Москва, 2018. С. 182
[3] Филипченко Е.В. Черты «новой драмы» в раннем творчестве Генрика Ибсена // В сборнике: Культурные коды зарубежной литературы Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ишимбаева Г.Г., отв. ред.. 2017. С. 125